На вопросы корреспондента газеты "Ставропольская правда" ответил министр сельского хозяйства Ставропольского края А.Манаков.
– Александр Васильевич, какова сейчас цена на пшеницу?
– Продовольственная пшеница четвертого класса доходит уже до шести рублей за килограмм. В прошлом году, как вы помните, закупочные цены были ниже на полтора-два рубля. Фуражная пшеница 5 класса сегодня стоит 4700 руб/т. Спрос на нее в последнее время возрос. Стабильные потребители – птицеводческие предприятия края. Другие культуры тоже в цене. Рапс – 11500 руб/т, хотя в первые дни уборки за него давали только 8500 руб/т. Вообще, масличные в этом году будут идти нарасхват. Волгоградская, Воронежская и Липецкая области, где в основном в России сосредоточены площади под этими культурами, пострадали от засухи. Так что не исключен ажиотажный спрос на это сырье со стороны перерабатывающих предприятий страны. Лен масличный сегодня уходит по 12000 руб/т, на подсолнечник тоже хорошую цену ожидаем.
– Зерно подорожало, а не повлечет ли это за собой и скачка цен на хлеб?
– Я думаю, что резкого скачка не должно быть. В случае необходимости нужно и можно останавливать рост цен на этот важнейший продукт питания. Для этого есть соответствующие контролирующие организации, которые проводят постоянный мониторинг на рынке. Хотя ситуации были разные, порой неожиданные. Вспомните, когда шло резкое снижение цены на зерно, а хлеб или оставался на уровне, или даже дорожал. У хлебопеков всегда один ответ: мол, пшеница в себестоимости хлеба далеко не главный «ингредиент». По материальным затратам больше тянут коммуналка, налоги, заработная плата – словом, все что угодно, но не пшеница. В структуре себестоимости хлеба она занимает 12-13%. Как и в прошлые годы, зерна в крае хватит, чтобы насытить и хлебопекарную промышленность, и удовлетворить запросы семеноводства, и животноводства, и еще на сторону продать.
– Каков экспортный потенциал края?
– Вообще за пределы края после снятия временного запрета экспорта зерна в стране мы планируем реализовать три с половиной миллиона тонн пшеницы, 400 тысяч тонн ячменя и 25 тысяч тонн других культур. В прошлом году на внутреннем рынке и на экспорт в Азербайджан, Австрию, Латвию, Иран, Египет, Турцию, Сирию и Италию было поставлено четыре миллиона тонн зернопродукции. Хочу заметить, что на стоимость и конкурентоспособность ставропольского зерна большое влияние оказывают высокие транспортные издержки, которые складываются из двух частей: тарифа ОАО «Российские железные дороги» и стоимости предоставления услуг собственниками подвижного железнодорожного состава.
К великому сожалению, наши сельхозпроизводители не могут напрямую, как, к примеру, их краснодарские и ростовские коллеги, продавать зерно на экспорт. Определенные сложности возникают с теми же терминалами, своих в Новороссийске у нас нет. Работаем только через трейдеров. Недавно был создан Российский зерновой союз, цель которого – реализация зерна, в том числе и на экспорт. Но он только-только набирает обороты и большого влияния на зерновую политику на внутреннем и внешнем рынках пока не оказывает.
– Обычно производители придерживают продукцию в ожидании хорошей цены. На зерновом рынке края уже отмечается определенное движение?
– Да, зерно продавать начали, причем большими партиями – по 10-15 тысяч тонн. Неделю назад были явно поменьше. Думаю, что массовая продажа может начаться уже в ближайшее время.
– Александр Васильевич, в дни жатвы фермеры некоторых районов края обращались с жалобами, что не могут продать свою продукцию, мол, элеваторы не хотят брать от них малые партии зерна. Эта проблема разрешима?
– Сразу скажу, проблем с хранением зерна в крае никогда не было и нет. Элеваторы сегодня загружены в лучшем случае наполовину. Емкостей в крае более чем достаточно. Принимают они в том числе и мизерные партии. Вопрос в другом – продажа зерна. Трейдеры сегодня закупают зернопродукцию только с элеваторов, но с малым объемом никто, не хочет иметь дело, скажем, с 20 тоннами. Так что выход у фермеров и других скромных производителей зерна один – в объединении, создании сбытовых кооперативов. Сама жизнь к этому подталкивает. В других регионах есть неплохой опыт в этом направлении, к примеру, в Астраханской области. Наши фермеры пока неохотно идут по этому пути. В ходе госинтервенций выставляется минимальная партия 300 тонн. Так что мелким КФХ такие торги недоступны. Жаль, конечно, но что поделаешь – таковы правила игры. Надо кооперироваться, иначе не выживешь сегодня. Только в единстве – крестьянская сила…
Ставропольский край: засуха разбудила цены на зерно
- Просмотров: 1473