Цены на зерно растут довольно быстро и повсеместно, что приведет к росту цен на мясо

Цены на зерно растут довольно быстро и повсеместно, что приведет к росту цен на мясо

Слухи о том, что небывалая засуха в России приведет к дефициту зерна, не имеют под собой никаких оснований, уверяют в Российском зерновом союзе. По словам российских экспортеров, хлеб в магазинах не подорожает: природное бедствие пришлось на время, когда в стране скопились рекордные запасы зерна. Эксперты с этим не соглашаются: ближе к осени они ждут удорожания муки, хлеба и даже мяса, пишет GZT.RU.
Засуха погубила 9,3 млн гектаров посевных площадей из 48 млн га засеянных, заявил Аркадий Злочевский, глава Российского зернового союза на пресс-конференции в понедельник. По его словам, это много, но не катастрофично: «Валовый сбор зерна будет превышать внутренние потребности в нем, поэтому дефицита не будет. Страхи о том, что чего-то не хватит, не имеют основы, зерновой голод стране не грозит»,— заявил глава союза.

Неурожай лучше переизбытка
Глава РЗС подкрепил свою уверенность цифрами. По его данным, внутреннее потребление зерна в России составляет 77 млн тонн в год, тогда как, по текущим прогнозам Минсельхоза, урожай в этом году принесет 85 млн тонн валового сбора зерна (вместо ранее ожидавшихся 90 млн тонн).
Правда, Россия не только сама потребляет зерно, но и собирается в этом году отправить на экспорт около 20 млн. На это тоже хватит, уверен Злочевский: вдобавок к урожаю в России скопились рекордные запасы — по его оценкам, они составляют около 24 млн тонн (на 1 июля 2010 года).
Более того, неурожай поможет нормализовать ситуацию с запасами зерна, уверяет глава РЗС. Столь высокие запасы — 24 млн тонн — для аграриев были не меньшим бедствием, чем неурожай, потому что сбивали цены на их продукцию. Урожай зерновых в 2009 году в России составил 97 млн тонн. «Урожай — беда побольше, чем неурожай», — отметил он.

Несогласные цифры
Однако не все эксперты согласны с приведенными главной РЗС цифрами. К примеру, аналитический центр «СовЭкон» на прошлой неделе понизил прогнозы по урожаю с 82–86 млн тонн зерна до 78–81 млн тонн. «Цифры по запасам также завышены»,— утверждает исполнительный директор центра Андрей Сизов-младший. Запасы на начало сезона Сизов-мл. оценивает меньше чем в 20 млн тонн, а запасы на конец сезона — ниже 10 млн тонн. При этом примерно половина этих запасов относятся к интернационным, которые находятся вне рынка и не могут быть просто так реализованы, отмечает эксперт.
Не разделяют в центре и прогнозы РЗС по объемам экспорта. «20 млн тонн экспорта — чрезмерно оптимистичная цифра, — говорит Сизов-мл. — В новом зерновом сезоне, который начался в июле, экспорт будет существенно ниже 20 млн тонн (для сравнения, в сезоне 2008–2009 г. мы экспортировали 23 ,5 млн тонн, в 2009–2010 г. 22 млн тонн).
Экспорту помешает рост цен, уверен Сизов-младший. «Пока на внешнем рынке цены растут не быстрее российских, наш экспорт остается конкурентоспособным, — говорит эксперт. — Но в перспективе будет снижение. Не исключено, что цены на российское зерно по итогам этого сезона будут выше, чем на мировом рынке, поэтому экспорт заметно сократится — какую-то долю смогут перехватить другие поставщики из Европы и США».

Цены по осени считают
С одной стороны, урон, который нанесла засуха урожаю, уже подтолкнул внутренние цены на зерно к росту: отпускные цены отреагировали на ситуацию и растут на 100 рублей в неделю, рассказал руководитель РЗС Аркадий Злочевский. В то же время цены на хлеб в магазинах останутся прежними, уверяет он. По его словам, цены на зерно напрямую не влияют на цены на хлеб. Не способствует росту цен и мировая конъюнктура на рынке, сказал эксперт.
«Повсеместного роста цен на хлеб и зерновые не будет,— соглашается в комментарии GZT.RU Дмитрий Древлянский, президент АПК „Стойленская Нива“.— Вместе со снижением объемов выращенного зерна упадут расходы на его транспортировку и хранение. Поэтому себестоимость зерна в этом году вряд ли значительно вырастет. Окончательно ситуация прояснится к осени, когда будет собрана основная часть урожая».
Впрочем, аналитики рынка опять же не соглашаются с этими прогнозами. «Цены на зерно растут довольно быстро и повсеместно, причем как на внутренних факторах (засуха), так и на внешних — за последние несколько недель сильно выросли цены на мировом рынке»,— говорит Андрей Сизов-мл. из центра «СовЭкон». К примеру, цены на французскую пшеницу, которая конкурирует с российской, c середины июня подскочили со $170 до $200 за тонну, напоминает он. В итоге зерно нового урожая за последние несколько недель подорожало примерно на 10%, хотя обычно дешевеет в это время, отмечает эксперт.
Удорожание зерна отразится на ценах на муку и на хлеб в рознице, и дорожать они будут быстрее, чем обычно, уверен Сизов-младший. Впрочем, по его словам, это произойдет не сразу, а через некоторое время — ближе к осени. Так или иначе, сильного подорожания ждать не стоит. «На стоимость зерна в ценообразовании буханки хлеба приходится не больше 20–30%, остальное— цена упаковки, доставки, маркетинга, логистики и аренды. Кроме того, инфляция в России сегодня находится на исторически низком уровне», – подчеркивает аналитик.

Мясо на хлебе
В перспективе из-за засухи подорожает и мясная продукция, считает глава центра «Совэкон»: рост цен на корма будет закладываться в цену мяса. Но и это не вопрос ближайшего времени.
Эксперт департамента оценки «2К Аудит» Петр Клюев напоминает, что трава, необходимая для заготовки сена, в такую погоду выгорает почти полностью. Мелкие хозяйства, в отличие от крупных, с трудом могут наладить производство альтернативных кормов и зимой на 75% зависят от сена. «Возможно, Россия будет вынуждена увеличить экспорт мясной продукции»,— считает эксперт.
Действительно, правительственным планам по импортозамещению на рынке мяса, судя по всему, в этом году не суждено сбыться. По данным ФТС, за первое полугодие 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ввоз свежего и мороженного мяса уже вырос на 7,1%
Власти обещают позаботиться о животноводах. «Главное сегодня — не допустить того, чтобы наше животноводство пострадало, а в регионах начали резать скот», — отметил в понедельник первый вице-премьер Виктор Зубков.

Одни фермеры страдают, другие радуются
Как уже отмечалось, засуха привела к бедственному положению хозяйств в ряде регионов, в первую очередь в Поволжье. Всего чрезвычайная ситуация объявлена в 14 регионах (в перспективе — в 18). Тем не менее власти уже предпринимают меры для стабилизации ситуации: к примеру, фермерам обещана пролонгация кредитов на три года.
Со страхованием посевов дела плохи, отмечает Аркадий Злочевский: необходимую компенсацию в банках получить практически невозможно. Поэтому, по его словам, фермеры предпочитают компенсацию из госбюджета.
Катаклизм, который не имеет прецедентов за всю 130-летнюю историю наблюдений, обернулся настоящей бедой для хозяйств юга России — многим фермерам юга России засуха угрожает разорением, отметил Аркадий Злочевский на пресс-конференции. «Пострадавшие от засухи оказались в плачевной ситуации. Скорее всего, банкротств среди фермеров избежать вряд ли удастся. Те же, кто не пострадал, говорят, что „погодка помогла“: теперь они снизят излишки.
Премьер-министр РФ Владимир Путин в понедельник пообещал помощь регионам, пострадавшим от засухи. «Мы, конечно, окажем финансовую помощь пострадавшим регионам, предоставим им бюджетные кредиты,— заявил Путин на заседании президиума правительства РФ в понедельник.— При этом он подчеркнул, что сами регионы также должны выделить из своих бюджетов ресурсы на поддержку сельхозпредприятий, пострадавших от засухи».