Дефицит товаров орловских сельхопроизводителей на прилавках местных
магазинов остается одной из главных проблем, которую власти пока не
могут решить. По мнению главы региона Александра Козлова, зависимость
Орловщины от "привозного" продовольствия очень высока. Играет роль и
качество местных товаров, и их высокая себестоимость, и лоббирование
представителями крупных торговых сетей интересов производителей из
других регионов. Руководитель крупного агрохолдинга посетовал на то,
что даже в "обычный" магазин пробиться со своим товаром сложно, пишет
Российская газета.
- Мы выпускаем несколько наименований колбасных изделий, но реализовать их не можем, - рассказал он. - "Место на прилавке" продается неофициально и стоит в среднем 10 тысяч рублей за один вид колбасы. У нас их десять - значит, в месяц 100 тысяч нужно отдать просто так. Да еще магазин официально сделает свою наценку. А не устраивают такие условия - ищи другое место сбыта.
У кого хватает средств, создают собственные торговые точки. Как правило, ограничиваются одним или несколькими небольшими павильонами, а значит, и объем сбыта невелик. Кто-то сдает продукцию посредникам и старается делать это в непереработанном виде - так выгоднее. Например, продать мясо проще и быстрее, чем колбасу. Меньше затраты и искать покупателя долго не придется - то же мясо с удовольствием заберут перекупщики, торгующие на рынке. Все равно за сложную схему заплатит покупатель, который отдаст деньги за две наценки - производителя и посредника.
Региональные власти заявляют, что не собираются мириться с такой ситуацией. На днях Александр Козлов поручил специалистам агропромышленного блока разработать программу по увеличению доли орловской продукции на прилавках магазинов. По его словам, она должна способствовать максимальному снижению количества посредников, которые взвинчивают цены на этапе от закупок сельхозпродукции у производителей до реализации конечным потребителям.
- Орловская продукция прежде всего должна поставляться на наш рынок, - подчеркнул губернатор. - Для жителей региона следует обеспечить широкий выбор местных качественных и доступных по ценам продуктов питания.
Первый шаг уже сделан. В прошлом году в области стартовал пилотный проект по созданию сети "модульных" магазинов шаговой доступности под брендом "Родное село". Очередной недавно был торжественно открыт в Орле. В таких магазинах представлена продукция только местных производителей, получивших возможность работать без посредников. Благодаря этому цены в "модулях" пока держатся на уровне ниже средних. Кстати, большинство подобных магазинов откроется в областном центре. Авторы идеи уверены, что от покупателей не будет отбоя. Но опять же, все зависит от соотношения "цена - качество", ведь насильно покупателя в магазин не загонишь.
В районах ставка сделана на создание сельхозрынков и потребкооперативов. Последние по замыслу должны открывать собственную торговую сеть и продавать продукцию без посредников. Кроме того, владельцам магазинов власти рекомендуют часть площадей отдавать под местные продукты. Приказывать в данном вопросе нельзя, хотя прецеденты на Орловщине уже были. В прошлом году, например, региональное правительство обязало торговцев продавать определенный процент местного алкоголя. Чиновников поправили надзорные органы, и процесс вошел в русло законности.
- В 2009 году было заключено трехстороннее соглашение о сотрудничестве в вопросах продвижения продукции производителей Орловской области на внутриобластной потребительский рынок, - рассказал руководитель облдепартамента экономики Юрий Есипов. - Его подписали правительство региона и 50 организаций перерабатывающей промышленности и розничной торговли, управляющих 788 магазинами. Соглашение позволило увеличить количество заключенных договоров поставки на 120 процентов.
Однако пока в договорном процессе участвуют в основном представители крупного бизнеса, сельхозпредприятия и агрофирмы. И практически без возможности сбыта остаются те, кто производит большую часть продукции, востребованной населением. Куда, например, сбыть картофель или свеклу с морковью человеку, вырастившему "излишек" на личном подворье? В магазин не возьмут или предложат столь низкую цену, что продавец сам откажется. На рынок? Туда пойдет не каждый.
Между тем Орловщине есть что продавать. Например, того же картофеля в регионе выращивают на 85 процентов больше, чем ему необходимо. Свыше 93 процентов всего урожая приходится на личные подсобные хозяйства. Ежегодно за пределы области вывозится до 230 тысяч тонн корнеплодов. Вывозят в основном, перекупщики. Схожая ситуация с овощами, производство которых в последние годы заметно возросло. Но на прилавках магазинов преобладают иностранная картошка и овощи из южных регионов страны.
Кстати, специалисты подсчитали, что Орловщина может обеспечивать себя традиционными продуктами. Личные подсобные хозяйства вместе с фермерами выращивают около 40 процентов регионального объема зерна, свыше 50 - молока и мяса, около 80 процентов - куриных яиц, свыше 85 - шерсти, плодов и ягод, а также почти все овощи, картофель и мед. При этом процент товаров, доходящих до прилавков местных магазинов, минимален. Есть мнение, что поправить ситуацию можно при помощи госзаказов.
Марина Ивашина, член комитета облсовета по экономической политике и предпринимательской деятельности: - Необходимо создать совокупный номенклатурный реестр государственной потребности. Например, молокозаводу неинтересно участвовать в разовом конкурсе на поставку 30 килограммов сметаны в школу или больницу. А фермер с этой задачей справился бы. Потребность школы в сметане нетрудно посчитать - каждый год она почти одинакова. Так почему бы не заключить с фермером контракт на поставку сметаны на полгода-год?
Орловские власти помогут своим сельхозпроизводителям в реализации продукции
- Просмотров: 886