Идея «зернового пула» ожила: РФ и Украина возобновляют создание двустороннего зернового союза

Идея «зернового пула» ожила: РФ и Украина возобновляют создание двустороннего зернового союза

Россия и Украина заявили, что возобновляют совместную работу по созданию двустороннего зернового союза. В планах – совместное строительство терминала на Чёрном море и разработка сквозной тарифной ставки для увеличения транзита российского зерна через украинские порты. Непонятно лишь, на какие объёмы рассчитывают минсельхозы обеих стран, – в России производство зерна снижается второй год, пишет «Гудок».

Украина готова вместе с Россией вложиться в строительство зернового терминала на берегу Чёрного моря, а также проработать вопрос сквозного тарифа, рассказал министр аграрной политики Украины Николай Присяжнюк на заседании комитета по вопросам экономического сотрудничества российско-украинской межгосударственной комиссии.

По его словам, стороны договорились, что на государственном уровне будут поддерживать инициативы двух стран, занимающихся экспортом зерна. Эта поддержка будет направлена прежде всего на то, чтобы улучшить логистику доставки зерна для продвижения этого товара на внешний рынок. Все эти планы рассчитаны на рост грузопотока. Готовясь к встрече с украинской стороной, Минсельхоз РФ заявлял, что заинтересованность России в наращивании взаимовыгодного партнёрства в данном направлении обусловлена «высоким экспортным потенциалом российской зерновой отрасли (20 млн тонн в год)».

По предварительным прогнозам Минсельхоза, в 2010 году урожай зерновых составит 97 млн тонн, а первый вице-премьер Виктор Зубков заявил на встрече с президентом Дмитрием Медведевым, что экспорт зерна немного увеличится по сравнению с минувшим годом и составит 22–22,5 млн тонн.

Это не те объёмы, для которых стоит вводить сквозную ставку или строить новый терминал, отмечают эксперты: Украине для вывоза собственного зерна хватает своих глубоководных портов, да и мощности российских портов рассчитаны на 25 млн тонн годовой перевалки. Выше этого показателя российский экспорт в ближайшие годы вряд ли поднимется.

Так что потребности в такого рода совместных проектах нет. После рекордного урожая 2008 года бизнес активизировался и начал вкладываться в расширение экспортных мощностей: запущен глубоководный терминал в Туапсе, идёт работа по строительству мощнейшего терминала в Тамани, Новороссийский зерновой терминал объявил об увеличении объёмов перевалки. О планах по строительству зернового терминала заявила калининградская ГК «Содружество», так что дефицита перевалочных мощностей не будет, отмечает исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов-младший.

Под вопросом и необходимость единой тарифной ставки. Транзит российского зерна через Украину в этом сезоне почти нулевой (несмотря на скидки, предоставленные «Укрзализныцей» и портами), и даже в рекордном 2008/09 зерновом году транзитные перевозки достигли лишь 1 млн тонн. Правда, в пиковые экспортные месяцы – сентябрь-октябрь, – когда российские терминалы, как правило, перегружены, сквозной тариф вполне мог бы привлечь объёмы грузов в украинские порты, отмечает начальник аналитического управления ЗАО «Русагротранс» Игорь Павенский.

Выгода Украины от введения сквозной ставки понятна: прогноз на экспорт в наступающем сезоне намного ниже прошлогоднего (в первом квартале перевозки зерна по территории страны упали на 29,2% к прошлому году), и страна делает всё возможное, чтобы привлечь дополнительные грузы.