Кажется, эффективного страхования посевов в России не будет и в
нынешнем году. На днях на конференции представители двух
противоборствующих союзов агростраховщиков продолжили спор о том, как
следует распоряжаться бюджетными миллиардами, ежегодно выделяемыми на
поддержку этого в теории полезного для всего общества дела. И опять не
достигли взаимопонимания, пишет «Российская газета».
Этому спору уже 3 года. Если бы в нем могла родиться истина, это бы уже произошло. Но вместо того площадь застрахованных с господдержкой посевов в прошлом году снизилась, и количество страхующихся аграрных предприятий – тоже. Правда, директор Федерального агентства по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства Виктор Щербаков утверждает, что причина – не во внесенных в результате дискуссий изменениях в механизм поддержки, а в снижении ее объема. Кризис сократил ее вдвое – до 2 млрд рублей. А также инфляция, которая «подъела» возможность оказать поддержку большому числу игроков рынка.
Но, как бы то ни было, правительство вынуждено было в прошлом году опять дотировать деньгами налогоплательщиков незастрахованные хозяйства из почти 20 «засохших» регионов. Причем те, кто честно потратил на страховку свои кровные деньги, ощущали себя полными неудачниками.
Теперь позиции бизнесменов вкратце таковы. Рано или поздно Россия придет к обязательному агрострахованию, считает первый замгенерального директора одной из крупнейших в России страховых компаний Дмитрий Маркаров. Иными словами, он предлагает ввести для сельскохозяйственных предприятий нечто вроде ОСАГО для автовладельцев. Но будучи реалистом, пока солидаризуется с позицией члена правления Национального союза агростраховщиков Игоря Жука, который продвигает проект закона об агростраховании. Этот документ, во-первых, предполагает заблаговременное и обоснованное планирование потребностей в бюджетных деньгах на поддержку агрострахования. Во-вторых, изменение схемы оказания этой поддержки. Если сейчас аграрии вынуждены страховаться за полную цену полиса, а потом когда-нибудь получают субсидию от региональных властей (тут и деньги субъекта Федерации, и федерального бюджета), то по новой схеме сельские хозяева должны будут сразу выложить лишь 50% стоимости полиса, а другую половину от федерального центра сразу получат страховые компании. Причем аграрии смогут еще получить какую-то компенсацию от своего региона. В НСА считают, что так агрострахование станет привлекательнее для агропредприятий. При этом, в-третьих, законопроект сделает агрострахование очень привлекательным и для членов НСА – предполагает передачу больших прав и обязанностей этой организации как единственному и полномочному представителю страхового бизнеса «в поле».
Что, конечно, не нравится представителям ассоциации «Агропромстрах», которые на этот рынок вышли раньше. И неплохо себя на нем чувствовали до тех пор, пока объемы господдержки этого вида страхования не выросли до таких масштабов, что стали интересны крупным игрокам. О том, что значит «неплохо», заместитель руководителя Росстрахнадзора Людмила Сенькина высказалась так: «Зачастую реального страхования тут нет, а есть организация процесса с тем, чтобы получить субсидии из бюджета».
В НСА говорят проще: пилежка бюджетных средств с использованием «серых схем» и шулерство процветали на рынке агрострахования до тех пор, пока на него не пришли крупные игроки. И приводят доказательство: в 2006 и 2007 годах суммы перечисленных бюджетных субсидий и выплаченных страховых возмещений практически совпадают. А так в страховании бывает только тогда, когда страхующие и страхуемые договариваются о разделе денег.
Правда, в кулуарах конференции «адвокаты» «Агропромстраха» поведали, что агрострахование следует расценивать не как «просто бизнес», а как механизм поддержки сельского хозяйства, не запрещенный ВТО, что, по их мнению, меняет дело. И что крупные компании, входящие в НСА, поступают точно так же, как региональные, входящие в «Агропромстрах».
Что же мы, налогоплательщики, как говорится, имеем в итоге? Законопроект НСА, даже если он хорош и будет внесен в Госдуму весной, может быть принят в лучшем случае через год. За это время он, вероятно, претерпит массу изменений.
Старую схему страхования, которая так нравилась части страховщиков и аграриев, тоже уже не вернешь – не дадут прокуратура и Росфинмониторинг. Слишком уж много публичных обвинений было брошено в лицо друг другу состязающимися за бюджетную поддержку страховыми компаниями.
Дмитрий Маркаров призывает власти быть последовательными и не компенсировать из бюджета потери незастрахованным сельскохозяйственным компаниям. Но их, однако, большинство. Так можно лишиться большой части агропроизводителей. Возможно, крупный страховой бизнес от этого не пострадает, а вот российские едоки – могут. И еще как.
В общем, хорошо, что страна у нас большая. И если где-нибудь засохнет, то в другом ее конце точно замокнет. В Гидрометцентре, кстати, говорят, что в центре страны сейчас «наблюдается недобор осадков». «Но это не значит, что их не будет совсем, – уверена Анна Страшная, руководитель отдела агрометеорологических прогнозов, – все еще впереди». По ее словам, для паники нет повода. На юге страны идут дожди, а в Краснодарском крае даже избыточные.
Будем, значит, с надеждой смотреть на небо.
Роль главного «агростраховщика» останется пока за правительством
- Просмотров: 1096