Российский рынок мяса птицы продемонстрировал высокие темпы роста

Российский рынок мяса птицы продемонстрировал высокие темпы роста

Российский рынок мяса птицы в последнее время усердно наращивал внутреннее производство на фоне снижения объемов импорта, при этом рост потребления существенно отставал от темпов роста производства. Основными факторами роста производства являются: поддержка государства в субсидировании, кредитовании и налогообложении; меры таможенно-тарифной политики; рост частных инвестиций; повышение спроса на мясо птицы среди населения, сообщает РБК.
В прошлом году птицеводство продемонстрировало высокие темпы роста: поголовье птицы увеличилось на 4% по сравнению с 2008 годом, рост производства птицы на убой сельскохозяйственными организациями составил 16,5%. По оценке РБК, по итогам 2009 года потребление мяса птицы выросло на 2,5%.
Объем импорта мяса птицы в 2009 году сократился на 19,4%. Размер импортной квоты на 2010 год определен в 779,2 тысячи тонн, в том числе из США - 600 тысяч тонн, или 77% всего квотированного импорта мяса птицы в Россию и около 17% российского потребления. Учитывая существующие проблемы у американских предприятий-экспортеров, использующих хлор для обработки птицы, реальный объем поставок в рамках американской квоты будет существенно ниже. По оценке агентства «РосБизнесКонсалтинг», в 2010 году совокупный российский импорт мяса птицы, включая поставки из СНГ, может снизиться почти на 20%. В 2010 году лишь 22% потребляемого в стране мяса птицы будет поступать из-за рубежа.
Конкуренцию российскому мясу птицы до последнего времени составляли в основном импортные тушки, завозимые из Бразилии и стран Евросоюза, а также Америки. Конкуренция между российскими производителями на внутреннем рынке будет усиливаться по мере снижения эффекта импортозамещения и наполнения рынка продукцией российских птицефабрик. Сегодня сегмент мяса птицы является одним из самых консолидированных на российском мясном рынке. На долю трех ведущих производителей (ЗАО «Приосколье», ОАО «Группа «Черкизово» и «Группа «ПРОДО») приходится около 25% натурального объема рынка. По мнению участников рынка, серьезным конкурентным преимуществом компаний-производителей является создание в рамках холдинговой структуры полного замкнутого технологического цикла - от производства инкубационных яиц и создания родительского стада до строительства заводов по глубокой переработке мяса птицы и развития собственной системы дистрибьюции.
По результатам исследования РБК, основным фактором, сдерживающим увеличение емкости рынка и повышения потребления мяса птицы в России до уровня европейских стран, будет выступать низкая динамика доходов населения, особенно в дотационных регионах. Несмотря на замедление темпов роста внутреннего производства в ближайшие три года, после 2012 года следует ожидать усиления конкуренции на рынке. В ближайшие три года потребление мяса птицы будет расти относительно низкими темпами и в 2012 году превысит уровень 2009-го на 5%. В этот же период объем внутреннего производства может увеличиться более чем на 24%.
В России в настоящее время действует более 600 предприятий, занятых производством мяса птицы. Сам по себе российский рынок мяса птицы достаточно закрытый. Производственные показатели большинства мелких и средних компаний не раскрываются или же часто не соответствуют действительности. Процент выхода суточных цыплят в инкубаторе, кормовые затраты на единицу веса, выход мяса с 1 килограмма живого веса птицы остаются тайной для конкурентов.