Российскому агробизнесу трудно работать и развиваться в условиях, когда
не решены вопросы собственности на землю и не определены техрегламенты
в области производства продуктов питания. Такой вывод можно сделать по
итогам прошедшего 29 марта совместного заседания комитета ТПП РФ по
предпринимательству в аграрно-промышленной сфере и совета Ассоциации
отраслевых союзов АПК, сообщает ИА "Альянс-Медиа".
Проблему с принятием техрегламентов обозначил в своем выступлении президент Союза производителей пищевых ингредиентов Алексей Нечаев. Он считает, что процесс разработки и принятия техрегламентов должен быть более прозрачным с привлечением к этой работе бизнеса. По словам А. Нечаева, все большее распространение получает практика, когда проекты техрегламентов разрабатывают предпринимательские союзы, максимально адаптируя их к стандартам ЕС, но позже документы на долгое время остаются на рассмотрении профильных министерств.
Впрочем, как пояснил председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере Виктор Семенов, «молчание чиновников» можно понять: сегодня в процесс разработки техрегламентов активно вмешивается политический процесс. Например, в связи с реализацией плана по созданию единого экономического пространства на территории стран-участников Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан). Фактически речь идет о реформе технического регулирования в России, так как национальные техрегламенты необходимо трансформировать в единые межнациональные регламенты. «В этом вопросе очень важно вместе с водой не выплеснуть ребенка. Многие российские техрегламенты разрабатывались в соответствии с требованиями ЕС, в то время как многие техрегламенты Казахстана ориентированы сугубо на внутренний рынок. Важно, чтобы реформа техрегулирования не создала дополнительные трудности в работе российского агробизнеса», - считает В. Семенов.
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский отметил, что очередная реформа техрегулирования таит много опасностей для бизнеса. В частности, на практике трансформация национальных техрегламентов в единые межнациональные регламенты, если за основу будут взяты нормы Казахстана или ЕС, приведет к колоссальному удорожанию зерновой продукции.
Представители бизнеса в сфере мясопереработки отметили, что ситуацию легко довести до абсурда. По ряду норм Казахстана, например, производство кормов для домашних животных - собак и кошек - будет исключено, так как в РК действует запрет на производство кормов для животных животного происхождения. Норма принималась с благой целью - исключить "каннибализм" в рядах свиней и прочих КРС. Но про домашних питомцев законодатели забыли, невольно причислив их к вегетарианцам.
Завершая дискуссию по первому вопросу, В. Семенов призвал представителей агробизнеса активнее вырабатывать консолидированную позицию по техрегламентам, чтобы позиция отраслевиков была услышана на уровне российского правительства.
Не меньше проблем выявило обсуждение вопроса о подготовке проекта ФЗ № 130822-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения». Участники заседания посчитали необходимым сохранить ключевые поправки: требование необходимости классификации и зонирования сельхозземель; требование наличия проекта образования земельных участков при выборе земельных долей; положение об упрощении и удешевлении процедур оформления земельных долей; закрепление права будущей собственности на невостребованные и выморочные земельные доли за муниципалитетами сельских территорий; требование о создании землепользователями в течение 2-х лет проекта освоения и использования своих земель с последующим реальным производством сельхозпродукции; положение об изъятии сельхозземель и повышения земельного налога в 4 раза по тем земельным участкам, на которых за 4 года так и не началось сельхозпроизводство, независимо от смены собственника за этот срок.
Глава Крестьянско-фермерского союза (Московская область) Николай Соин внес более радикальное предложение. Чтобы сотни гекторов сельхозземель не оставались неосвоенными, увеличить в 10 раз налог на землю, при этом в 8 раз снизить налог на имущество малого агробизнеса. Кроме того, он считает, что должна быть четкая формула, какие земли считать «заброшенными». Если этот вопрос отдать на откуп муниципалитетам, всегда найдется возможность оградить от ответственности неэффективного собственника с формулировкой «частичное освоение земли под предлогом, что земля была один раз вспахана трактором по периметру угодий», - пояснил фермер.
Трансформация национальных техрегламентов в единые межнациональные регламенты может привести к колоссальному удорожанию зерновой продукции
- Просмотров: 1100