Минэкономразвития РФ оказывает активное содействие экспорту российского зерна и муки за рубеж

Минэкономразвития РФ оказывает активное содействие экспорту российского зерна и муки за рубеж

Интервью заместителя директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Вероники Никишиной Агентству экономической информации ПРАЙМ-ТАСС.

Вопрос: Сколько ограничительных мер применяется в настоящее время в отношении российских товаров?
Ответ: По состоянию на начало февраля 2010 г против российских товаров зафиксировано 98 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами, в том числе 40 антидемпинговых мер, 11 специальных защитных мер и 47 мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Кроме того, проводятся 4 антидемпинговых, 4 специальных защитных расследования, а также 5 пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер.

Вопрос: Во сколько оценивается ущерб для российских производителей и экспортеров от применения ограничительных мер?
Ответ: По нашим расчетам, ущерб в настоящее время составляет порядка 2,040 млрд долл.

Вопрос: В каких странах действует максимальное число ограничений против российских товаров?
Ответ: Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют 23 страны: Австралия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Белоруссия, Индия, Индонезия, Казахстан, Киргизия, Китай, Мексика, Молдова, Перу, Туркменистан, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, Республика Корея, Филиппины, Совет сотрудничества арабских государств, а также страны-члены ЕС как единый таможенный союз. Максимальное количество ограничительных мер действует в Белоруссии /23/, ЕС /17/, Украине /10/, США /9/.
К наиболее проблемным рынкам, в которых заинтересованы наши экспортеры и на которых проводится агрессивная торговая политика защиты от российского экспорта, относятся рынки ЕС, Мексики, Австралии, США, Индии, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии и Украины. Более половины от всех введенных антидемпинговых мер направлены против российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения и химикаты.
Страны СНГ также активизировали применение мер по защите внутреннего рынка. Так, в Казахстане начаты специальные защитные расследования в отношении ваты и некоторых видов изделий из стекла, дрожжей, кондитерских изделий, а также кровельных и облицовочных материалов. Киргизия начала специальные защитные расследования в отношении сахара и муки. Украина инициировала специальное защитное расследование в отношении жидкого хлора и листового стекла, а также пересмотр антидемпинговой пошлины в отношении древесноволокнистых плит. Армения ввела дифференцированные ставки акцизов на национальную и импортируемую алкогольную продукцию. В Узбекистане для российских экспортеров большой проблемой стали задержки административного характера с конвертацией национальной валюты в СКВ, а также дифференцированные ставки акцизов на широкую номенклатуру товаров.

Вопрос: Какие еще направления работы Департамента торговых переговоров Минэкономразвития в 2009 г Вы могли бы выделить?
Ответ: Хотелось бы отметить, что большое внимание уделялось созданию благоприятных условий на зарубежных рынках для экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Так, в Бразилии отменено ограничивающее импорт требование Министерства сельского хозяйства, рыболовства и снабжения Бразилии по обязательной двойной обработке бромистым метилом каждой партии российского зерна пшеницы. Снят запрет на ввоз зерна пшеницы из России в штаты Парана, Санта-Катарина и Рио-Гранде-ду-Сул. В Казахстане отменены экспортные ограничения на семена бобов, подсолнечника, хлопчатника и на прочие семена и плоды масличных культур.
Созданы условия для экспорта российской пшеницы на рынок Китая, между компетентными российской и китайской службами была достигнута договоренность о гарантиях того, что импортируемая из России пшеница будет выращена в свободных от вредителя - карликовой головни - зонах и карантинные для Китая объекты будут отсутствовать. Вопрос открытия рынка оставался не решенным с 2005 года.
Еще одним важным направлением работы Минэкономразвития России было активное участие в выполнении поручения правительства Российской Федерации в части оказания содействия экспорту российского зерна и муки за рубеж с использованием связанных кредитов, а также по линии гуманитарной помощи. В частности, определен перечень стран, потенциально заинтересованных в закупках российского зерна и муки на условиях связанного кредита; выявлены конкретные предложения /тендеры/ отдельных стран на закупки партий зерна, в результате которых были заключены контракты на поставки зерна. Подготовлен перечень стран, нуждающихся в получении гуманитарной помощи.
Сейчас на завершающей стадии находится работа по включению России в список стран, из которых разрешен импорт продукции аквакультуры. Ввоз такой продукции из России был невозможен в связи с отсутствием у Комиссии ЕС соответствующего плана мониторинга остатков вредных веществ в российской продукции. В настоящее время необходимые материалы направлены в Комиссию для утверждения, после чего российские производители продукции аквакультуры получат возможность экспортировать свою продукцию в страны-члены ЕС. Также совместно с Минздравсоцразвития России и Минсельхозом России прорабатывается вопрос о создании возможности для экспорта российской пищевой продукции, содержащей компоненты животного происхождения, на рынки стран-членов ЕС.
В рамках работы по созданию благоприятных условий для экспорта российской пантовой продукции на рынок Республики Корея была достигнута договоренность с корейской стороной о проведении совместного российско-корейского научного исследования в отношении характеристик российской пантовой продукции на предмет ее соответствия требованиям корейского законодательства. Проводилась работа по анализу существующих требований Международной пушной торговой федерации /IFTF/ для включения России в число стран, имеющих право использовать маркировку OA, которая гарантирует, что товар произведен из сырья в стране, где установлены и выполняются нормы и стандарты для производства пушнины и меха.
В настоящее время ведется работа по обеспечению благоприятных условий экспорта российских пищевых яиц на внешние рынки, а также прорабатываются возможности расширения рынков сбыта данной продукции.