На Урале предложено создать межрегиональный зерновой стабфонд

На Урале предложено создать межрегиональный зерновой стабфонд

Министр сельского хозяйства Челябинской области Иван Феклин предложил создать межрегиональный стабилизационный фонд зерна в Уральском федеральном округе. И. Феклин считает, что нужно влиять на увеличение потребления зерна на внутреннем рынке округа, в том числе с помощью межрегионального зернового фонда. По словам министра, на зерновом рынке сложилась непростая ситуация. Засуха летом 2009 года привела к росту себестоимости зерна, в то время как цены на продукцию прошлогоднего урожая сегодня значительно ниже, чем год назад.
По последним данным, в ходе закупочных интервенций в государственный стабилизационный фонд хозяйства Челябинской области реализовали чуть более 29 тыс. т зерна из предполагаемых к продаже 115 тыс. т по средней цене 3930 руб./т. По оценке И. Феклина, это не покроет даже расходы хозяйств на производство: если сравнивать с себестоимостью, то убытки от такой продажи составили 26,5 млн руб., или 500 руб./т, сообщает «УралБизнесКонсалтинг».
Первоначально цена, по которой государство было готово приобретать зерно в интервенционный фонд, называлась высокая – 5000 руб./т мягкой продовольственной пшеницы 3 класса. Однако в результате торгов цена упала, и эффект, который планировалось получить в ходе интервенций – поддержать крестьян высокими ценами закупки продукции – не был достигнут. Нынешние цены на рынке могут сделать производство зерна нерентабельным.
Как отметил И. Феклин, положение в сельском хозяйстве усугубляется тем, что закупочные цены на молочную и мясную продукцию также не превышают себестоимость, а подчас и опускаются ниже. По статистическим данным за 9 месяцев 2009 года, средняя цена реализации молока составила 9,84 руб./кг, а себестоимость – 9,68 руб./кг. По мясу соотношение еще более невыгодное: 60 руб./кг – цена реализации, 75,7 руб./кг – себестоимость производства.
В 2010 году соотношение между ценой реализации и себестоимостью мяса и молока, по оценке специалистов минсельхоза, пока остается прежним. Но если в прошлом году только из федерального бюджета на производство мяса и молока было направлено 207 млн руб. различных субсидий, то в нынешнем финансирование будет уменьшено до 62 млн руб. (за счет поддержки племенного дела). Причина в том, что прекращается финансирование ведомственных программ развития мясного и молочного скотоводства.
В первую очередь, по мнению И. Феклина, необходимо использовать опыт Челябинской области по созданию областного фонда продовольствия, в который закупается продукция селян, в том числе и зерно. Часть зерна перерабатывается в муку, хлеб и хлебобулочные изделия и поставляется в социальную сферу области. Другая часть зерна (в разные годы в фонде хранился разный объем зерна – от 100 тыс. до 10 тыс. т) хранится в виде стабилизационного запаса и используется как инструмент влияния на рынке хлеба в случае резкого повышения цен и возникновения дефицита зерна на перерабатывающих предприятиях, либо направляется на производство комбикормов для животноводческих предприятий области в качестве поддержки.
Такие стабилизационные фонды могут создавать все субъекты УрФО. Кроме того, министр предложил создать межрегиональный стабилизационный зерновой фонд. В связи с активным развитием отраслей животноводства повышается потребность в фураже, с другой стороны, нужно развивать и перерабатывающую промышленность. По мнению И. Феклина, межрегиональный фонд поможет увеличить потребление зерна на внутреннем рынке. Предложение о создании фонда и межрегиональной компании-оператора в качестве координатора будет в течение двух недель проработано в аппарате Уральского федерального округа и передано далее, на федеральный уровень.
Что касается тарифов на перевозку зерна для субъектов Уральского федерального округа, то из-за высоких транспортных тарифов снижается конкурентоспособность уральских сельхозпроизводителей по сравнению с зернопроизводителями из других регионов России, которые расположены либо ближе к границе Федерации, либо имеют свои порты. И. Феклин предложил направить совместное предложение о снижении транспортных тарифов для регионов УрФО в федеральные ведомства.
Также региональный министр сельского хозяйства предложил более рационально распорядиться зерном, которое хранится в государственном интервенционном фонде. Годовые затраты на хранение этого зерна составляют 7 млрд руб. Зерно, которое является госсобственностью, лежит на элеваторах, дорожает и сдерживает торгово-обменные процессы на рынке. В то же время, его можно передать в качестве «натуральных» субсидий на поддержку отраслей животноводства. Это помогло бы аграриям выполнить свои обязательства перед государством по производству мяса и молока, считает И. Феклин.