Губернатор Алтайского края: сельхозмашиностроение в России переживает системный кризис

Губернатор Алтайского края: сельхозмашиностроение в России переживает системный кризис

Недавно в Алтайском крае было объявлено о начале работы по созданию кластера аграрного машиностроения. На каких принципах будет строиться его работа ИНТЕРФАКСу рассказал вице-губернатор Алтайского края Виталий Ряполов:

- Кластер как особая форма территориальной и индустриальной политики государства получил развитие в европейском сообществе в 90-е годы. Это сочетание технологически взаимосвязанных предприятий и научных организаций, которые, находясь на одной территории, способны обеспечить развитие одного из направлений деятельности всего региона. Центром кластера обычно бывает несколько мощных компаний, между которыми в то же время сохраняются конкурентные отношения. Эти внутренние конкурентные отношения приводят к тому, что предприятия получают стимул к развитию, и в то же время внешняя конкуренция начинает оказывать на них меньшее влияние. Кластер дает работу и множеству мелких фирм и предприятий, и их совместная работа приводит к созданию особой формы инновации - "совокупного инновационного продукта", то есть в результате получается не спонтанный набор разнообразных научных и технологических изобретений, а формируется определенная система распространения новых знаний и технологий.
Кластер в конечном итоге нужен для того, чтобы предприятия работали на рынке не порознь, а вместе - против других конкурентов. И в то же время, чтобы внутри региона они конкурировали между собой. Ибо без конкуренции технического прогресса не будет. Еще один момент. На сегодняшний день региональная наука плохо работает с машиностроительными предприятиями. Эти НИИ, нужно привлечь к работе с предприятиями.

- Что край ожидает от создания кластера?
- Образно говоря, сегодня и завтра ничего мы не ждем. Сегодня, завтра, послезавтра, может быть, 3 года - мы будем только создавать кластер. Для этого мы создали некоммерческое партнерство. Работа эта длительная, сложная. Например, биофармкластер в крае создается уже более полутора лет, хотя это более насущно - медикаменты нужны человеку всегда. Сельхозмашиностроение же на сегодняшний день в России переживает системный кризис и наш регион - не исключение. Учитывая то, что мы - аграрный край, агропромышленный и сельхозмашиностроительный комплекс у нас традиционно был представлен целым рядом предприятий, эта системность кризиса, естественно, распространилась и на нас. Но это не означает, что у нас на всех предприятиях дела обстоят плохо. У нас есть часть предприятий старых, которые достались нам от социализма - они на сегодняшний день работают, я не могу сказать "хорошо", но "удовлетворительно". Есть новые предприятия сельхозмашиностроительного профиля, которые созданы буквально за последние 10-15 лет. Они тоже работают удовлетворительно.

- Какие предприятия войдут в кластер?
- Уже изъявили желание порядка 20 предприятий и организаций - малых, средних и крупных: "Рубцовский завод запчастей", управляющая компания "Сибагромаш", "Алттрак", "Агроновь", Алтайская машиноиспытательная станция, Россельхозбанк, Алтайский государственный аграрный университет, "Технокомплекс", Рубцовский индустриальный институт, СКБ "Восток", возможно - Рубцовский машзавод и другие.

- Государство каким-то образом будет участвовать в деятельности кластера?
- Да, такое участие возможно. Имеется в виду не прямое финансирование, а оказание господдержки. Вот смотрите. Сначала у предприятия есть некая идея. Она появится сначала на бумаге, потом - в опытном образце, потом будет испытываться, а потом дойдет время до постановки на производство. А это уже серьезные вложения. Будет готовиться технический проект, под него - бизнес проект, с которым предприятие придет в банк и возьмет кредит. После этого предприятие с этим бизнес проектом придет на экспертизу в управление по промышленности и энергетике, где посмотрят техническую сторону, а потом - в Главное управление экономики и инвестиций и на инвестиционную комиссию. И если комиссия решит это предприятие поддержать, оно получит господдержку при погашении этого кредита.
Еще одна форма господдержки касается покупки нового оборудования. На наблюдательном совете может быть принято решение о покупке оборудования через лизинговый фонд и рассрочке на 5-7 лет его оплату.
Кроме этого, когда у них появится прибыль, мы готовы по закону часть налога на прибыль им сократить, чтобы они пустили ее на расширенное воспроизводство.

- Как коррелируется создание кластера с программой развития аграрного машиностроения, принятой в крае?
- Программа как документ должна готовиться по определенным методикам и включать строго определенные части. Это целевая краевая программа, она проходила экспертизу не только в органах исполнительной власти края, но и в Законодательном собрании. Она утверждалась на сессии и имеет статус закона. Но самая интересная часть этого документа - это механизмы достижения тех контрольных цифр, которые указаны в первой части программы. И вот в этих механизмах как раз и содержатся те проекты, которые существуют у предприятий. То есть в них есть завод, есть тема, есть экономическая составляющая, сроки и т.д. И есть финансирование, в том числе и с участием краевого бюджета. Опять же не прямое финансирование, а через господдержку - по тем законам, которые у нас есть.

- Нет ли опасений относительно того, что у нового кластера будут проблемы со сбытом? Вы же сами говорили о кризисе в сельхозмашиностроении. Но кризис ведь затронул и другие сферы, в том числе и потребителей продукции этого самого сельхозмашиностроения...  
- Я почти уверен, что пока мы будем создавать кластер, пока предприятия научатся между собой конкурировать и друг с другом работать, пока мы получим синергетический эффект, то есть добьемся усиления конкурентных преимуществ производимой продукции, ситуация в стране будет меняться в лучшую сторону. Ведь кластер аграрного машиностроения предприятия, входящие в некоммерческое партнерство, создают на перспективу.

- Какие регионы или, может быть, страны, вы рассматриваете в качестве рынка сбыта продукции кластера?
- Прежде всего, Алтайский край, Сибирский федеральный округ и некоторые зерносеющие регионы России - Оренбург, Татарстан, Краснодар, Ставропольский край. Вот такой пример. У нас предприятие "ТОНАР Плюс" совместно с ООО "Агроновь" разработало новую сеялку. Мы ее осенью сертифицировали. Там совершенно другая технология посева пшеницы и технических культур. Такие сеялки уже проданы и в Татарстан, и в Красноярский край, Омску, в Московскую, Белгородскую области. Теперь мы должны успеть наделать их столько, чтобы конкурентам уже было невыгодно производить аналоги. Задача наших предприятий - раньше других разрабатывать и ставить на потом конкурентоспособную сельхозтехнику, пользующуюся спросом.

- Основные претензии потребителей, в частности, к алтайским тракторам, связаны с их невысоким качеством. Смогут ли предприятия, вошедшие в кластер, поднять качество своей продукции настолько, чтобы обеспечить ей нормальный сбыт?
- Если системно заниматься, в том числе и вопросами качества, то оно будет высоким. Я уже сказал, что под усилением конкурентных преимуществ производимой продукции в первую очередь подразумевается ее высокое качество.