Главный тормоз увеличения экспорта российского зерна - изношенная, слаборазвитая инфраструктура

Главный тормоз увеличения экспорта российского зерна - изношенная, слаборазвитая инфраструктура

Россия обладает уникальным аграрным потенциалом и возможностями по наращиванию поставок зерна на мировой рынок. По итогам прошлого года мы стали третьим по величине экспортером пшеницы в мире. Сегодня наше зерно закупают более 50 стран и в будущем, уверена, эта цифра будет только расти. Об этом 10 ноября в приветствии на ежегодной конференции «Зерновая логистическая инфраструктура: повышение конкурентоспособности российского зерна» заявила министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник, сообщили в пресс-службе Минсельхоза.
В 2009 году, несмотря на проблемы, связанные с весенними заморозками и жесточайшей засухой, было собрано 93 миллиона тонн зерна . Это выше среднегодовых показателей за последние 10 лет и позволяет не только полностью обеспечить внутренние потребности страны в зерне, но и сохранить экспортный потенциал. Его мы оцениваем в объеме около 20 миллионов тонн.
За счет серьезных государственных и частных инвестиций, которые были направлены в сельское хозяйство за последние 10 лет, и в том числе в растениеводство, мы уверенно выходим на ежегодный объем валового сбора зерновых в  100 млн тонн. Это уже сейчас на  25 млн тонн больше, чем нам необходимо для внутреннего потребления.
В ближайшие 10–15 лет вполне реалистично довести производство зерна до  120–125 млн тонн в год, что позволит обеспечить стабильный экспорт на уровне 30–40 млн тонн.
К сожалению, мы вынуждены признать, что главным тормозом на пути решения этой задачи является изношенная, слаборазвитая инфраструктура и неотвечающие современным требованиям логистические мощности зернового рынка. Налицо дефицит высокотехнологичных элеваторов, портовых терминалов, не удовлетворяет возросшим объемам перевозок транспортная логистика.
Все это приводит к  снижению конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке и отражается на рентабельности такой системообразующей подотрасли сельского хозяйства, как зернопроизводство.
Именно эти проблемы обсуждались на совещании в Орловской области, которое проводил Президент РФ Д.Медведев. На этом совещании было принято решение о необходимости разработки программы развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, одним из приоритетов которой должно стать увеличение экспорта зерна.
Как заявила Е.Скрынник, данная программ будет разработана Министерством до конца 2009 года. К ее подготовке будут подключены широкие круги агарного бизнеса, транспортной отрасли, союзы, ассоциации, а также представителей федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти. «Требуются системный подход, а также консолидация возможностей государственных институтов и коммерческих структур», - считает Е.Скрынник.