ИКАР: зерна в Сибири очень мало

ИКАР: зерна в Сибири очень мало

В Сибирском федеральном округе продолжается планомерный рост цен на зерно. В Алтайском крае стоимость продовольственной и фуражной пшеницы достигла своего исторического уровня за последнее десятилетие — 11 тыс. рублей за тонну. Рост наблюдается и по другим культурам — овес, гречиха, рожь.

Прогнозы на будущее неутешительны. Метеорологи утверждают: урожай озимых в России в этом году может быть низким в связи с сухой осенью, сильными зимними морозами и местами низким снежным покровом. Десятая часть озимых в стране уже повреждена. Подобные новости напрямую отражаются на ценовой ситуации. О том, как она будет развиваться и смогут ли на нее влиять интервенционные зерновые торги, рассказал изданию «Алтапресс» начальник отдела аналитики и прогнозирования "Института конъюнктуры аграрного рынка" (ИКАР) Олег Суханов:

Осенью прошлого года цены на зерно в Сибири стабилизировались. Но это была временная стабилизация. Это свидетельствовало о том, что сельхозпроизводители ждали дальнейшего роста. Но какую бы цену ни давали покупатели, это все равно ни к чему не привело, потому что зерна очень мало. И мы понимаем, что, продав тогда зерно по низким ценам, производители просто понесли бы убытки и нанесли удар по собственному производству на следующий год.

Оценка нынешней ситуации на зерновом рынке Сибири у нас не изменилась: из-за низкого урожая прошлого года и несущественных переходящих запасов дефицит будет сохраняться. При этом продажи интервенционного зерна не могут благоприятно повлиять на ситуацию, поскольку еженедельные объемы зерна, выставляемого на реализацию, небольшие. Кроме того, есть и другие индивидуальные факторы.

Самое важное: лимиты, которые были установлены для предприятий — участников интервенций, не дают возможность организациям пополнить свои запасы в тех объемах, которые необходимы. Будут ли эти лимиты увеличены и когда это может произойти, пока неизвестно. Сейчас этот вопрос рассматривается в Минсельхозе России. Очевидно, что конкретика может появится не раньше чем через две недели.

По общим подсчетам, с 23 октября 2012 года по 16 января 2013-го государство выбросило на рынок 1,2 млн тонн зерна, что составляет четверть запасов государственного интервенционного фонда.

Сейчас время постепенно уходит, зерна в Сибирском федеральном округе больше не становится. В этой ситуации одни предприятия сокращают производство, другие вовсе останавливают. На каком-то этапе все это может привести к дефициту муки.

Если говорить про зерно из Казахстана, то оно в небольших объемах поступает в регионы Сибири. Его цена с доставкой практически равна текущей рыночной цене внутри России. Однако в тех объемах, которые необходимы, для того чтобы остудить ценовую ситуацию, казахское зерно не поступает. И дефицит извне не восполняется.

В настоящий момент очень сложно спрогнозировать, как будет развиваться в дальнейшем эта ситуация. Но с большой уверенностью можно сказать, что цены в ближайшие два месяца снижаться точно не будут.

Вопрос в другом: у зерноперерабатывающих предприятий есть определенные бюджеты на закупку сырья. И деньги постепенно заканчиваются. Ведь одно дело купить пшеницу по 5 тыс. рублей за тонну и совсем другое — за 10 тыс. рублей. Именно платежеспособный спрос может стать ограничивающим фактором роста цен на сельхозпродукцию. Поверьте, рынок это сразу хорошо видит и чувствует. Если товар очень нужен, но его перестают брать, значит, пределы платежеспособного спроса несколько превышены. Таков естественный рыночный ограничитель.

В этой связи с определенной долей вероятности можно сказать, что нынешний ценовой уровень на зерновом рынке Сибири достиг своего потолка.