«Союзмолоко» не согласно с Минсельхозом РФ о порядке субсидирования производителей молока

«Союзмолоко» не согласно с Минсельхозом РФ о порядке субсидирования производителей молока

Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») опубликовал на своем сайте заявление по поводу предложений Минсельхоза РФ относительно предоставления субсидий производителям молока. Вот это заявление.

Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») объединяет более 60% производителей и переработчиков молока из разных регионов Российской Федерации. Члены Союза являются активными участниками реализации Государственной программы развития сельского хозяйства.

С момента принятия решения о вступлении России в ВТО многие участники рынка высказывали опасения о возможном ухудшении ситуации в отрасли, в связи с неравным уровнем господдержки отечественных производителей по сравнению с производителями большинства стран-участниц ВТО, и как следствие, неконкурентоспособными условиями на рынке. Однако принятая правительством России новая госпрограмма развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. была позитивно встречена участниками рынка, поскольку предусматривала новые мероприятия в области поддержки молочного животноводства, а именно субсидирование 15-летних кредитов и дотации на литр товарного молока. Это позволило сохранить положительные тенденции в отрасли, несмотря на тяжелейшие погодные условия в ряде регионов, засуху, и как следствие, проблемы с заготовкой кормов. Ряд компаний планировал продолжать инвестиции в молочное животноводство.

К сожалению, огромным разочарованием для производителей молока стало внесение Министерством сельского хозяйства России соответствующих проектов постановлений на утверждение правительством России. Данные проекты были внесены без публичного обсуждения с участниками рынка и общественностью, что в целом противоречит политике правительства России по формированию «открытого правительства».

Проект постановления правительства России о порядке выплат субсидий на литр товарного молока предусматривает введение жестких требований к субъектам России по средним качественным и количественным показателям в отрасли. Это приводит к появлению неуверенности у участников рынка по гарантированности доступа к государственной поддержке, поскольку она будет зависеть не только от эффективности конкретного предприятия, но и от средних показателей субъекта, на которые они напрямую повлиять не могут.

Также вызывает недоумение предложение по существенной дифференциации уровня поддержки на литр товарного молока первого и высшего сорта. Мы поддерживаем стремление к улучшению качества производимого молока, но не видим понятного и прозрачного механизма контроля за этим параметром. В сегодняшней ситуации это может привести к дополнительной зависимости производителей молока от переработчиков, а также к коррупции среди недобросовестных участников рынка.

Но самые большие нарекания вызывает проект постановления правительства России «Правила распределения и предоставления субсидий…». Данный проект не предусматривает субсидирование кредитов до 15 лет, что было предусмотрено в принятой ранее Госпрограмме. Именно этот аспект сейчас является жизненно важным для большинства предприятий отрасли.

Более того, с 01.01.2013 предложено снизить субсидирование инвестиционных кредитов за счет средств федерального бюджета со 100% до 80% ставки ЦБ РФ. Данное решение приведет к отказу от реализации новых инвестиционных проектов, поскольку финансовая нагрузка при их реализации будет выше, что сформирует более высокую себестоимость молока по сравнению с ранее осуществленными проектами.

Аргументы авторов проекта о том, что снижение субсидирования кредитов будет компенсировано субсидиями на литр товарного молока, не выдерживают никакой критики. От начала реализации инвестиционного проекта до начала производства молока проходит от 2-х до 3-х лет. В этот период субсидий на литр товарного молока предприятия получать не будут, а дополнительную финансовую нагрузку по обслуживанию кредита вынуждены нести.

При предлагаемом снижении субсидирования инвестиционных кредитов за счет средств федерального бюджета со 100% до 80% ставки ЦБ РФ, даже при получении субсидий на 1 кг товарного молока, возврат инвестиционных кредитов в течение предлагаемого срока 2-8 лет для молочного животноводства невозможен.

Также в тексте проекта не систематизирован вопрос об увеличении финансирования отрасли со стороны субъектов России, отсутствует четкая формулировка, гарантирующая уровень региональной поддержки предприятиям.

В целях сохранения инвестиционной привлекательности отрасли и достижения целевых показателей, предусмотренных Госпрограммой развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. предлагаем:
- увеличить срок кредитования до 15 лет по новым инвестиционным кредитам, начиная с 2013 года;

- пролонгировать существующие кредиты до 15 лет, осуществляемые с начала реализации Национального проекта по 31 декабря 2012 года;

- сохранить субсидии на выплату процентов по кредитам равной 100% ставки рефинансирования ЦБ РФ из федерального бюджета и дополнительно не менее 3 процентных пунктов сверх ставки рефинансирования из бюджета субъекта Российской Федерации;

- обеспечить обязательное публичное обсуждение нормативно-правовых актов, оказывающих существенное влияние на деятельность отрасли, с участниками рынка и общественностью.