К весне Россия может остаться без хлеба

К весне Россия может остаться без хлеба

К концу весны следующего года российский потребитель может столкнуться с дефицитом продовольственной пшеницы и ржи, восполнять который придется за счет импорта зерна из других стран. К такому выводу, отраженному в письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу, приходят представители Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий, опубликовавшего расчеты по балансу зерна с учетом экспорта, внутреннего потребления и переходящих остатков, пишет «Утро.ру».

Действительно, расчеты экспертов Союза показывают, что текущих запасов ржи и пшеницы может не хватить до следующего урожая. Поэтому дефицита продовольственной пшеницы и ржи можно ждать уже к концу весны 2013 года.

"Хотелось бы также обратить внимание на данные Росстата об остатках зерна в России во всех категориях хозяйств на 01.10.2012 г. — 35,8 млн т, — говорится в письме, подписанном президентом Союза мукомолов Аркадием Гуревичем. — Если к этому объему добавить зерно нового урожая, убранное в октябре (около 5 млн т) и вычесть октябрьский экспорт (примерно 2,5 млн т) и ожидаемый расход на яровой сев (примерно 7 млн т), то для внутреннего потребления продовольственные и фуражные цели остается всего лишь 31,3 млн т или менее 3,5 млн т в месяц до нового урожая. А это очень мало, так как среднемесячное потребление зерна на продовольственные и фуражные цели в последние годы составляло 4,5-4,8 млн тонн".

Единственный способ изменить ситуацию руководитель Союза мукомолов видит в скорейшем начале импорта продовольственного зерна. «Считали бы целесообразным заранее подумать о создании экономически привлекательных условий для бизнеса по импорту в Россию продовольственной пшеницы (прежде всего из Казахстана) и ржи из Германии, где в этом году приличный урожай», — говорится в письме.

О том, что в текущем году на российском зерновом рынке сложилась неблагоприятная ситуация (во многом, связанная с летней засухой) свидетельствует и довольно раннее начало государственных зерновых интервенций.

На этот раз они начались с 23 октября. «Мною принято решение о начале зерновых интервенций для регулирования общего баланса зерновых на рынке. Я поручаю министру сельского хозяйства подготовить предложения об объемах интервенций, о регионах, где они должны осуществляться, по всем существенным позициям», — заявил на заседании правительства премьер-министр.

Ранее, 5 октября 2012 г., заместитель министра сельского хозяйства РФ Илья Шестаков сообщил, что в рамках государственных зерновых интервенций планируется реализовывать до 100 тыс. т зерна в неделю до конца 2012 года. Он также отметил, что стартовая цена на пшеницу III класса составит 7,5 тыс. руб., а на пшеницу IV класса — 7,1 тыс. руб. за тонну.

Однако, по мнению Союза мукомолов, зерновые интервенции на российском рынке начались преждевременно, и это вряд ли поможет снять все возникшие угрозы. «Сейчас только закончилась уборка, и зерна в стране еще достаточно и без вбрасывания на рынок интервенционного зерна, а вот в конце весны 2013 года будет испытываться дефицит продовольственной пшеницы и ржи, тогда-то очень пригодятся ресурсы интервенционного фонда».

Впрочем, главной целью проведения интервенций стал не недостаток зерна на рынке, а его изначально высокая цена. Выбрасывая на продажу значительные его объемы из собственных резервов, государство намеревается снизить общий уровень цен, сложившийся в стране.

С другой стороны, снижение этого уровня (являвшегося естественным ограничителем возможностей вывоза зерна из страны), может сделать выгодным экспорт имеющегося у российских аграриев зерна за рубеж.

О необходимости воспрепятствовать экспорту в условиях дефицита зерна на внутреннем рынке еще в сентябре заявлял глава Минэкономразвития Андрей Белоусов.
"Вопрос о закрытии экспорта зерна — это вопрос динамики внутренних цен на зерно. Сейчас мы наблюдаем эту тенденцию… При таких тенденциях вполне возможно, что правительство примет решение об ограничении экспорта зерна", — заявил министр, отметив, что такое решение может быть принято уже этой осенью. Однако решение о запрете экспорта так и не было принято. Против него активно выступил Минсельхоз.