Сибирское зерно заперто в центре континента и имеет слабый доступ к экспортным рынкам

Сибирское зерно заперто в центре континента и имеет слабый доступ к экспортным рынкам

В этом году в центре Евразийского континента – в Сибири и Казахстане небывалый урожай зерна. В этом году погода благоволила российскому и казахстанскому аграрному рынку. Но в это же время победы сельхозпроизводителей в поле вызвали всеобъемлющую проблему в реализации этого зерна.

Дальнейший рост производства зерна в Сибири будет оправдан, если решатся вопросы со сбытом. Аграрии ждут льготных тарифов на перевозки, но даже если их введут, не факт, что экспорт будет легким. Серьезное давление на внутренний рынок окажет как российский профицит зерна, так и урожай в Казахстане.

«У нас в Сибири в профиците ежегодно полтора-два миллиона тонн. В 2009 году мы вообще собрали 18,5 миллиона тонн при внутреннем потреблении в СФО на уровне 11 миллионов. При этом 18,5 миллиона — далеко не рекорд, потому-что они получены при достаточно низкой средней урожайности. То есть при более высокой культуре производства урожай может быть лучше», — подчеркивает президент Национального союза зернопроизводителей, председатель совета директоров группы компаний «САХО» Павел Скурихин, пишет «Эксперт».

Проблема в том, что сибирским производителям за последние годы так и не удалось наладить стабильный экспортный поток своего зерна. Всем понятно, что вывозить его из Сибири в другие страны чисто географически сложно прежде всего из-за удаленности от основных российских экспортных терминалов.

Так, от станции Новосибирск-Восточный 5 900 км до порта Владивостока, 4 100 км до порта Новороссийска, 3 600 км до Санкт-Петербурга и 3 330 км до Забайкальска, где находится крупнейший в стране приграничный переход с Китаем. Сегодня доставка зерна к пунктам перевалки обходится в 1 500–2 000 рублей за тонну. При закупочной стоимости в 4 000 рублей за тонну транспортировка становится золотой.

Для сравнения — зерно западных и южных районов европейской части страны перевозится к портам за 500 рублей за тонну при закупочной цене 6 000 рублей. Таким образом, транспортное плечо имманентно снижает конкурентоспособность сибирской пшеницы.

Наше зерно в южном направлении будет не востребовано из-за отдаленности и, конечно, наличия местных крупных поставщиков с низкой себестоимостью — Краснодарского и Ставропольского краев, а также Ростовской области. В той же категории находится и Поволжье, которое производит зерна существенно больше, чем потребляет. Так что пробиться на экспорт через заслон южного зерна практически невозможно, - считает председатель совета директоров группы компаний «САХО» Павел Скурихин.