Крупнейшие производители молока в России

Крупнейшие производители молока в России

Российский Национальный союз производителей молока «Союзмолоко» составил первый рейтинг крупнейших производителей сырого молока в нашей стране. Анализ этого рейтинга позволяет сделать несколько интересных выводов.

Во-первых, радует, что российский молочный рынок заметно более децентрализован, нежели, например, рынок свинины (рейтинг крупнейших производителей свинины в России смотрите .::ЗДЕСЬ::. ). На 50 крупнейших молочных предприятий приходится менее 9% общероссийского объема молока, произведенного всеми российскими сельхозпредприятиями (14009 тыс. тонн), и только на одного – чуть более одного процента.

Правда, распределение этих крупнейших производителей крайне неравномерно по России. Почти половина участников рейтинга – из Центрального федерального округа, еще четверть – из Приволжского. Остальные 25% молочных лидеров распределены по прочим территориям России, и тоже крайне неравномерно. Так, все 6 представителей Южного федерального округа прописаны в Краснодарском крае. А из Дальневосточного и Северо-Кавказского округов в рейтинге вообще нет никого.

Еще более приближенное рассмотрение рейтинга позволяет отметить, что из Московской области в него попали всего 4 предприятия. А ведь когда-то этот регион был крупнейшим производителем молока в России, располагавшим наиболее мощной и современной базой.



В рейтинг не вошло ни одного предприятия из Тульской области, которая когда-то гремела, в основном благодаря колхозу им. Ленина покойного Василия Александровича Стародубцева.

Не блещет производственными показателями и историческая родина русского молока – Вологодская область: в рейтинге оказался всего один представитель этого региона.

Нельзя не сказать и о том, что вообще весь рейтинг отражает лишь количественные показатели, не позволяющие судить о сути экономических процессов, происходящих в отрасли. Насколько эффективны эти крупнейшие производители молока? Работают ли они с прибылью или с убытком? Кому в России удалось достичь наилучших экономических результатов и какие производственные показатели обусловили такие результаты? И нужно ли быть крупнейшим, чтобы быть богатым?

Ответов на эти вопросы рейтинг Национального союза производителей молока, к сожалению, не дает. Но, как говорится, лиха беда начало; будем надеяться, что далее последует и более подробный анализ происходящего в среде российских производителей молока.

Антон Разумовский

Источник: журнал «Аграрное обозрение», №1, 2015 год