Фермер и президент: о чем не сказал Джон Владимиру Путину

Фермер и президент: о чем не сказал Джон Владимиру Путину

Один из самых ярких эпизодов "Прямой линии с Владимиром Путиным" — диалоги о проблемах российских фермеров и правде, которую обо всём этом надо знать, передает РИА «Новости». Правдорубом выступил Джон Кописки из Владимирской области. Британский иммигрант, теперь российский фермер, рассказал президенту о конкретных проблемах своего хозяйства и системных — в целом по отрасли, добавив: "Будущее можно построить только на правде. Проблемы можно решить, только зная реальные факты. Простите, мой вопрос: Вы верите в статистику, которую Вам показывают, или они врут, потому что они боятся сказать Вам правду?"

Владимир Путин: "В каждой стране есть претензии к статистике, но я тем цифрам, которые мне дают, доверяю".

В качестве примера президент привел историю о том, что закупочные цены на молоко ниже себестоимости, это создает проблемы, и всё это — данные статистики. То есть правду он знает.

НЕПРИБЫЛЬНЫЙ БИЗНЕС

Свои сомнения в том, что реальные цифры по сельскому хозяйству доходят в конечном итоге до президента, Джон Кописки уже не раз высказывал в различных интервью: харизматичный британско-российский фермер известен далеко за пределами Владимирской области.

Приехав в Россию в начале 90-х, он решил остаться здесь навсегда, получил гражданство, вложил сотни миллионов рублей в фермерские хозяйства, молочно-животноводческий комплекс и агротуризм (эко-отель, гостевой дом, коттеджи, ресторан, зоопарк, конюшня, и многое другое). Производство у Джона передовое, развитое, надои высокие, продукция пользуется спросом, однако прибыли нет: "вообще нет денег", — признаётся фермер.

Владимир Путин: "Но ведь всё таки Вы столько лет занимаетесь сельским хозяйством и продолжаете это делать — это значит, что, если бы всё было так плохо, наверное, уже давно лопнуло это дело, а оно же существует".

Фермер сразу после "прямой линии" рассказал журналистам, что продать свой бизнес, даже если б захотел, он не смог бы (никто не берет), долгов много (надо отдавать), поэтому и работает (от кредита до кредита). А правда насчет статистики, по мнению Джона, такова: фермерам и местным властям выгодно показывать хоть какую-то, пусть мизерную, но прибыль. Фермерам — потому что иначе не получат кредитов (банкиры, впрочем, об отсутствии прибыли тоже знают, считает Кописки), местным властям — понятное дело, для успешной отчетности: то есть всё идет по плану и даже лучше.

С ЗАКУПОЧНЫМИ ЦЕНАМИ НАДО РАЗБИРАТЬСЯ

О похожих проблемах рассказывали президенту и фермеры из села Степаново Костромской области. О том, что не получают адресной помощи от властей, о том, что им не дают возможности самим торговать своим молоком, а закупочные цены, по которым заводы и торговые сети покупают у них продукцию, ниже себестоимости: "Мы за литр молока на завод получаем 16-17 рублей, когда продаем. А в магазине отборное молоко, такое же, как у меня в руках, стоит 72 и больше. Вопрос: кто зарабатывает больше?".

Владимир Путин согласился, что с закупочными ценами надо разбираться, что есть проблема с сухим молоком (его в больших количествах завозят из Белоруссии, а цельное молоко российских производителей, соответственно, проигрывает по цене).

Также президент обратил внимание на то, что в этом году выработаны дополнительные меры поддержки — увеличено субсидирование по кредитам. 50 миллиардов рублей выделено дополнительно на поддержку села в этом году. Ещё четыре — на то, чтобы брать в лизинг технику. "Мы будем стараться вам помочь", — пообещал Владимир Путин.

ПРОБЛЕМЫ ФЕРМЕРОВ И ГОСПОДДЕРЖКА

Конечно, реализация программ господдержки фермеров часто зависит от местных властей. В каждом регионе — свои проблемы и свои пути их решения. Но одно из главных препятствий при получении субсидий — это бумажная волокита (экспертизы, множество справок). Когда фермер самостоятельно начинает со всем этим разбираться, времени на производство остаётся мало.

Плюс проблемы транспортировки скоропортящегося товара: многие хозяйства находятся далеко от перерабатывающих заводов, транспортные расходы велики, с благоустроенными дорогами на селе тоже проблемы.

Далее — трудности с реализацией. Возить молочную продукцию в крупные города (на рынки или в небольшие фермерские магазины) — долго, а с учетом повышающейся стоимости аренды торговых помещений — еще и невыгодно. В этом случае фермеры опять же ждут поддержки от местных властей, государства.

Новая тенденция последних лет — фермерские интернет-магазины. Богатство выбора в них порой, действительно, поражает: множество эко-продуктов из самых разных российских регионов. Цены, правда, высокие, но к качеству претензий у покупателей мало. Это то направление, которое сейчас может быть очень эффективным, особенно в период контрсанкций, когда наш рынок лишился многих зарубежных продуктов.

В любом случае, российским фермерам была обещана дополнительная господдержка: самим им справиться, учитывая низкую рентабельность и отсутствие так называемых "дешевых денег", крайне сложно.