Долг государства перед российскими аграриями достиг 35 млрд рублей

Долг государства перед российскими аграриями достиг 35 млрд рублей

В сельском хозяйстве назревает кредитный коллапс: федеральный и региональный бюджеты задолжали аграриям почти 35 млрд руб. субсидий по инвестиционным кредитам. О пятой части своих обязательств Минсельхоз до недавнего времени вообще не знал, пишут «Ведомости».

"В конце прошлого года, когда началось накопление долга государства, мы перестали брать инвестиционные кредиты. Только погашаем те, что взяли раньше", — заявил недавно гендиректор одного из крупнейших агрохолдингов — «Русагро» - Максим Басов. Портфель субсидируемых кредитов у компании — около 20 млрд руб. и к сегодняшнему дню долг государства по субсидиям перед холдингом составляет 800 млн руб., рассказывает Басов.

Если в прошлом году государство перестало платить субсидии по инвесткредитам, выданным агропроизводителям, в августе и только в некоторых регионах, то в этом году перебои начались уже в мае и практически везде, говорит гендиректор Национального союза производителей говядины Денис Черкесов. На погашение долгов по субсидиям по кредитам, выданным до 1 января 2013 г., требуется 34,6 млрд руб., отмечает замминистра сельского хозяйства Дмитрий Юрьев (комментарии он передал через представителя): 28,7 млрд руб. — по кредитам, размер субсидий по которым утвердила комиссия Минсельхоза, а еще 5,9 млрд руб. должны бюджеты регионов.

НА РАЗВИТИЕ НЕ ОСТАЕТСЯ

Директор ЗАО «Племзавод «Трудовой» из Саратовской области (3600 голов молочного стада) Сергей Байзульдинов взял в кредит 800 млн руб., из них около 600 млн руб. — на строительство молочного комплекса. С ноября прошлого года по апрель нынешнего субсидий он, по собственному признанию, не получал. Потом задолженность погасили, но теперь она набежала снова: 15 млн руб. из федерального бюджета и 2 млн руб. — из регионального. «В первую очередь гасим кредит с процентами и платим зарплаты, на развитие производства уже ничего не остается», — сетует Байзульдинов.

Его коллега из Владимирской области — гендиректор ОАО «Леднево» Виктор Самодуров говорит, что из-за задолженности в 9 млн руб. его хозяйству (1200 молочных коров) уже приходится экономить на кормах. Он уверяет, что денег от государства не видел с августа. Сейчас банк предлагает ему краткосрочный кредит по ставке 13%, а долгосрочных инвесткредитов с господдержкой, как утверждает Самодуров, он и его коллеги по молочному кооперативу получить не могут с начала года.

Первые признаки назревающего коллапса агрокомпании увидели в конце прошлого года, говорит представитель группы «Черкизово», одного из крупнейших производителей мяса, Александр Костиков, еще тогда государство перестало вовремя выполнять свои обязательства. У этой группы кредитов с господдержкой на 26 млрд руб. (общий долг на конец 2012 г. — 27,3 млрд руб.), а государство за девять месяцев 2013 г. не перечислило ей субсидий на 650 млн руб.

Басов говорит, что регулярные выплаты по субсидиям прекратились с середины 2012 г. В начале 2013 г. прошел крупный транш, погасивший практически всю задолженность, но теперь она снова набралась и сейчас составляет 800 млн руб. (портфель субсидируемых кредитов — около 20 млрд руб., общий долг на конец 2012 г. — 48,5 млрд руб.).

У «Мираторга», крупнейшего в стране производителя свинины, субсидируемых кредитов на 79 млрд руб. (общий долг не раскрывается), говорит представитель группы, но у нее особых перебоев с платежами нет: «Если задержки и случаются, то они носят технический характер и решаются в рабочем порядке».

ДЕНЬГИ НА ПРОРЫВ

По данным Росстата, с 2005 г. производство свинины выросло на 62,5% (с 1,6 млн до 2,6 млн т), мяса птицы — на 257% (с 1,4 млн до 3,6 млн т), молока — на 2,5% (с 31 млн до 31,8 млн т).

Из продуктов животноводства сократилось производство только говядины — на 12% (с 1,8 млн до 1,65 млн т).

Этот рывок был обеспечен двумя факторами: таможенно-тарифными ограничениями импорта и дешевыми деньгами, которые аграрии получили благодаря бюджетным субсидиям. «Мы превратили динамику из отрицательной в положительную. Привлечено довольно много инвестиций — всего более 100 млрд руб.», — говорил в интервью «Ведомостям» в 2007 г. тогдашний министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.

В 2005 г., с началом нацпроекта развития АПК, государство стало субсидировать агропроизводителям процентную ставку по инвестиционным кредитам. До 2009 г. федеральный бюджет брал на себя 2/3 ставки рефинансирования ЦБ на проекты в птицеводстве и свиноводстве (предполагалось, что еще 1/3 ставки могут взять на себя регионы) и 80% ставки рефинансирования на проекты в молочном животноводстве и производстве говядины. С 2009 г. федеральный бюджет увеличил свою долю до 80% на птицеводство и свиноводство и до 100% на крупный рогатый скот.

За четыре года, что действовал нацпроект (с 2005 по 2008 г.), объем привлеченных инвесторами кредитных ресурсов, по сведениям Минсельхоза, увеличился вчетверо — до 297,7 млрд руб., федеральные субсидии составили 25,2 млрд руб.

В 2008 г. нацпроект сменила пятилетняя госпрограмма развития АПК. За время ее действия аграрии набрали кредитов еще на 2,4 трлн руб., а федеральный бюджет перечислил 200 млрд руб. субсидий.

У «Черкизово» эффективная (с учетом субсидий) ставка по банковским кредитам на конец 2012 г. составляла 4,13% при средневзвешенной в 10,43%. У «Русагро» эффективная ставка, по словам представителя группы Сергея Трибунского, — 2,6% (средневзвешенную он не назвал).

Средняя по рынку кредитная ставка для сельхозпроизводителей — 14%, говорит аналитик «ВТБ капитала» Иван Кущ. Это, по его словам, больше, чем, например, для продуктового ритейла — 11%. Скажем, если компания берет кредит под 14%, а федеральная субсидия — 6,6%, то эффективная ставка составит 7,4%.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Растениевод или животновод обращается в банк со стандартным пакетом документов для получения кредита. В обеспечение банк обычно берет транспорт, недвижимость, оборудование, поручительства физических и юридических лиц, муниципальных образований и субъектов, говорит представитель Сбербанка. Обычно срок кредита — не больше восьми лет. Проект, по которому уже выдан кредит, поступает в Минсельхоз — там комиссия принимает решение о его субсидировании.

Заемщик деньги из бюджета получает только после того, как сам погасит очередной платеж по телу кредита и процентам, рассказывает Костиков. «Неуплата процентов по кредиту или части основного долга невыгодна для заемщика, так как он лишается государственной поддержки», — говорит представитель Сбербанка.

Возможно, именно поэтому до банков волна неплатежей еще не докатилась: представители ни одного из опрошенных «Ведомостями» крупнейших банков — кредиторов АПК о массовых проблемах с погашением субсидированных кредитов не сообщили.

КРЕДИТЫ БЕЗ СЧЕТА

В августе Минсельхоз велел регионам закончить инвентаризацию всех проектов, получающих господдержку, и подсчитать, сколько требуется денег на субсидии. Оказалось, что министерство знало только о 80% обязательств по субсидированию, а из 79 регионов, в которых выдавались инвесткредиты с государственной поддержкой, только 30 все делали по закону, говорит Юрьев.

Проблема в том, что до 2009 г. Минсельхоз не занимался отбором проектов, подлежащих субсидированию, объясняет замминистра: субсидии выделялись просто на основании справки-расчета. В 2009 г. министерство взялось за отбор, но выбирать стало не конкретные кредитные договоры, а бизнес-проекты, продолжает он. Вышло, что заемщик мог увеличить стоимость всего проекта (а значит, и сумму кредита) без согласования с министерством — просто ставя его перед фактом. Другая причина — недисциплинированность регионов, которые далеко не все кредиты предоставляли на отбор комиссии, продолжает Юрьев.

В результате уже в 2010 г. денег хватать перестало: за 2010-2012 гг. из бюджета, по данным Юрьева, фактически перечислено только 81% субсидий, которые должен был платить Минсельхоз. Долги копились: в 2010 г. — 2 млрд руб., в 2011 г. — еще 5,2 млрд руб., в 2012 г. — еще 4,8 млрд руб., т. е. на конец 2012 г. федеральный Минсельхоз должен был аграриям 12 млрд руб. После инвентаризации эта сумма выросла более чем вдвое — до 28,7 млрд руб., объясняет источник в Минсельхозе.

Самыми дисциплинированными оказались Московская, Белгородская и Ростовская области. А, например, в Воронежской и Тамбовской областях и Хабаровском крае денег требовалось вдвое больше, чем перечислял бюджет, говорит замминистра.

Сотрудник правительства Воронежской области (за 2008-2012 гг. выплатило 8 млрд руб. субсидий, из которых 1,5 млрд руб. — региональные) отметил, что в этом регионе 3 млрд руб. дефицита образовалось из-за «недостатков бюджетного планирования» самого федерального Минсельхоза. «Все воронежские проекты были рассмотрены в комиссии по координации вопросов кредитования АПК при Минсельхозе и были приняты как проекты к реализации, и с учетом этого банки выдавали кредиты нашим инвесторам. Это легко проверить по документам, которые своевременно направлялись в Минсельхоз, а также по суммам, которые заложены в бюджете региона на софинансирование этих обязательств», — заявил представитель правительства Воронежской области. Но из-за некорректного планирования федеральный бюджет недофинансировал расходы и если в предыдущие годы цифры были некритическими, а дефицит покрывался в начале следующего года за счет новых поступлений, то в этом году изначально в регион было направлено втрое меньше требуемого, рассказал он «Ведомостям». Запросы в правительства Тамбовской области и Хабаровского края остались без ответа.

НАДО ПЛАТИТЬ

«Раз уж договорились о чем-то — надо платить», — заявил в начале октября премьер Дмитрий Медведев и поручил Минсельхозу в 10-дневный срок доложить ему о ситуации. По расчетам Минсельхоза, на погашение долгов бюджетам требуется 34,6 млрд руб.

Пока Минсельхоз сообщил, что нашел только 6,8 млрд руб. — эту сумму выделят из резервов госпрограммы развития АПК. 17 октября правительство согласовало выделение 3 млрд руб. на растениеводство и 3,874 млрд руб. на животноводство. Полностью погасить дефицит за счет средств госпрограммы на 2013-2020 гг. не получится, заявил вчера Юрьев.

Министр сельского хозяйства Николай Федоров несколько недель назад говорил, что в следующем году планирует «закрыть проблему» и «восстанавливать позиции по привлечению к принятию к субсидированию многих инвестиционных проектов». И тут же предложил поднять субсидирование из федерального бюджета с 80 до 100% ставки рефинансирования ЦБ — на это потребуется еще 18,5 млрд руб. до 2020 г. (дополнительно 1,5 млрд руб. в 2014 г., а затем в среднем по 2,3 млрд руб. в год).

Но пока и выплаты по уже взятым кредитам, похоже, остаются лишь планами — предложения Минсельхоза о выделении дополнительных денег в проекте бюджета на следующий год не учтены. Сейчас, по словам первого зампреда думского комитета по аграрным вопросам Айрата Хайруллина, проект бюджета (рассмотрение в первом чтении намечено на 25 октября) предусматривает 168 млрд руб. на финансирование сельского хозяйства. «При необходимости мы будем вносить поправки с целью компенсации всех задолженностей перед аграриями», — заверил Хайруллин. Но говорить о цифрах, которые будут фигурировать в финальной версии бюджета, пока рано, говорит он.