Сергей Данкверт: сертификация качества и безопасности зерна в России упразднена

Сергей Данкверт: сертификация качества и безопасности зерна в России упразднена

Сергей Данкверт, руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору рассказал порталу IDK.ru о законодательных изменениях в сфере контроля за качеством зерна в России.

- Сергей Анатольевич, в прошлом году в закон «О зерне» внесли значительные поправки. Какие еще изменения произошли в сфере госконтроля над зерновой промышленностью?

- Да, действительно, 18 июля 2011 г. принят Федеральный закон от № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Вследствие чего утратила силу глава VI Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4973-1 «О зерне», предусматривающая положение о том, что государственный надзор и контроль качества и безопасности зерна и продуктов его переработки осуществляются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Также с 21 октября 2011 г. утратил силу Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», который устанавливал обязательную проверку соответствия качества и безопасности зерна и продуктов его переработки требованиям нормативных документов.

- Какие последствия это может повлечь для отрасли?

- Сегодня Российская Федерация может стать единственной страной из числа крупнейших производителей, которая отказалась от контроля качества зерна и продуктов его переработки. В настоящее время отсутствует основной нормативный акт, определяющий правовые основы исполнения Россельхознадзором полномочий по осуществлению государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. Это создает серьезные риски для развития отечественного агропромышленного комплекса и экономики страны в целом, для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, сохранения статуса нашей страны как одного из главных поставщиков зерна на мировой рынок. Повышается вероятность экспорта зерна, не отвечающего по характеристикам требованиям стран-импортеров, что может стать причиной наложения запрета на импорт зерна из России.

С отменой подзаконных нормативных актов в сфере контроля качества и рационального использования зерна будет утрачен единый порядок учета зерна на ключевых для зерновой отрасли объектах — элеваторах и зерновых складах. Государственные органы уже сегодня не имеют возможности контролировать достоверность проведения анализа характеристик зерна специализированными лабораториями.

Создается также возможность для занижения характеристик зерна при его приобретении у сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также для произвольных изменений характеристик зерна при последующем обороте. Следствием является сокращение доходов производителей зерна, снижение налогооблагаемой базы, повышение риска вовлечения в оборот зерна, не соответствующего требованиям по безопасности. Проводимые Россельхознадзором обследования отдельных партий зерна подтверждают тенденцию увеличения объемов оборота зерна, представляющего опасность для населения и сельскохозяйственных животных.

В результате государственного контроля экспортируемого зерна Россельхознадзором ежегодно выявляется до 30 % некачественной и опасной продукции, вывоз которой с территории Российской Федерации предотвращается и допускается только после соответствующей ее доработки до требований качества и безопасности страны-импортера. В результате государственного контроля импортируемого зерна и продуктов его переработки ежегодно выявляется от 10 до 27 % опасной и некачественной продукции.

Упразднение сертификации зерна и продуктов его переработки государственными органами при внешнеторговых операциях создает угрозу для наложения эмбарго на закупку российского зерна странами-импортерами. Примером служит отказ Египта от закупок украинского зерна после нарушений требований к ввозимому зерну.

- Как в связи с данными поправками теперь осуществляется государственный контроль качества зерна и продуктов его переработки?

- Информация, поступающая от территориальных управлений Россельхознадзора, свидетельствует, что региональными органами Генеральной прокуратуры из сводного плана проверок Россельхознадзора на 2012 год исключены контрольно-надзорные мероприятия в целях обеспечения государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки.

Сертификация качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, как основное направление государственного контроля, упразднена. Таким образом, контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки при ввозе (вывозе) в Российскую Федерацию, практически не осуществляется. В настоящее время сертификат качества с показателями безопасности на зерновую продукцию выдается на добровольной основе, по желанию заявителя.

Зерно и продукты его переработки включены в единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна», которым установлены единые обязательные для применения и исполнения требования государств-членов Таможенного союза к зерну, вступит в силу с 1 июля 2013 года. Оценка соответствия поставляемого зерна требованиям этого регламента проводится в форме подтверждения (декларирования) соответствия зерна.

Следует отметить, что при подтверждении соответствия в форме декларирования, пробы для подтверждения соответствия зерна и продуктов его переработки самостоятельно отбираются заявителем и представляются им в испытательную лабораторию – (центр). Таким образом, отсутствует объективность при отборе пробы и достоверность полученных результатов.

При сертификации зерна и продуктов его переработки отбор проб от каждой конкретной партии осуществляется уполномоченными на то лицами в присутствии заявителя. Проведение работ по подтверждению соответствия зерна и продуктов его переработки по показателям качества и безопасности осуществляется аккредитованными Россельхознадзором испытательными лабораториями (центрами). Достоверность полученных результатов испытаний при сертификации продукции намного выше, чем при ее декларировании.

- На ваш взгляд, какие меры необходимо предпринять, чтобы удержать качество зерна и продуктов его переработки на высоком уровне?

- Для предотвращения указанных негативных последствий для отечественного зернового хозяйства представляется необходимым формирование новой системы государственного контроля и надзора за качеством в сфере оборота зерна и продуктов его переработки. Указанная система должна включать не только контроль показателей качества, но и учет движения зерна при производстве, закупке, хранении, переработке, транспортировке, реализации и утилизации. Это обеспечит формирование достоверной информации о зерновых ресурсах страны и возможности их использования.

Реализация этих предложений должна обеспечиваться путем сертификации качества зерна и декларирования его оборота. Должно быть обеспечено утверждение необходимых порядков (выдачи сертификата качества зерна и продуктов его переработки; количественного и качественного учета зерна и продуктов его переработки при закупке, хранении, переработке, транспортировке и реализации; представления декларации оборота зерна лицами, осуществляющими деятельность по производству, хранению, переработке и утилизации зерна).

Выдача сертификатов обеспечит подтверждение государственными органами характеристик зерна, реализуемого на внутреннем и внешнем рынках, а также ввозимого на территорию Российской Федерации. Таким образом, необходимо внести изменения в законодательство Российской Федерации, устанавливающие соответствующий вид государственного контроля (надзора).

Учитывая международную практику, мы считаем целесообразным возложение функций государственного контроля и надзора в сфере оборота зерна и продуктов его переработки на Россельхознадзор, а функции по нормативно-правовому регулированию в этой сфере – на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Необходимо предусмотреть осуществление государственного контроля (надзора) посредством сертификации:

– при осуществлении закупок зерна и продуктов его переработки для государственных нужд, в том числе в федеральный интервенционный фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при их хранении, а также при транспортировке зерна федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

– при поставке (закладке) зерна и продуктов его переработки в государственный резерв, при их хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

- при ввозе (вывозе) зерна и продуктов его переработки на территорию Российской Федерации.