Хороший урожай зерна и рекордный экспорт все равно не позволят крестьянам хорошо заработать

Хороший урожай зерна и рекордный экспорт все равно не позволят крестьянам хорошо заработать

Неплохой урожай этого года и рекордные темпы экспорта все равно не позволят сельхозпроизводителям хорошо заработать: чтобы отрасль развивалась, цены на зерно должны быть выше, а логистика дешевле, пишет «Эксперт».

Очередной сельскохозяйственный год Россия заканчивает с хорошим урожаем. По данным Минсельхоза, к настоящему времени уже убрано более 90% посевных площадей под зерновыми культурами, при этом намолочено около 90 млн тонн. В общем итоге, видимо, удастся собрать порядка 93 млн тонн. Это, конечно, далеко не рекордный показатель (достаточно вспомнить 2008 год, когда валовой сбор составил 108 млн тонн зерновых), но вполне удовлетворительный — чуть выше среднего уровня производства во второй половине 2000-х.

С начала нового сезона на внутреннем рынке сложилась неплохая ценовая конъюнктура для сельхозпроизводителей — ее поддерживают отсутствие избыточного урожая, ослабление рубля и активный спрос со стороны экспортеров. Темпы поставок зерновых на экспорт в этом году демонстрируют абсолютный рекорд — более 3 млн тонн в месяц. Впрочем, в октябре спрос на зерно на мировом рынке начал падать — неблагоприятная ценовая конъюнктура сократила количество сделок, покупатели ждут ценового дна. На этом фоне и внутренние цены, очевидно, пойдут вниз.

МОГЛО БЫТЬ И ЛУЧШЕ

Несмотря на то что валовой сбор зерновых культур в этом году показывает вполне удовлетворительные результаты, уровень урожайности по основным культурам — пшенице, ячменю — ниже показателей благополучного 2009 года (см. график). При почти идеальных климатических условиях 2011 года (обошлось без засухи летом и без затяжных дождей во время уборочной) можно было бы рассчитывать на гораздо лучший результат. Но прошлый неблагоприятный год оказал свое отрицательное влияние. Так, высев озимых во многих регионах происходил в пересушенную почву, к тому же не очень хорошее финансовое состояние крестьян во многом влияло на уровень интенсификации производства (использование удобрений, химических средств защиты растений, семенного материала высоких репродукций). Кроме того, запрет на экспорт зерновых не добавил сельхозпроизводителям стимулов для наращивания производства пшеницы. Многие хозяйства стали переориентироваться на другие культуры: в частности, в Поволжье в этом году засеяли гораздо больше масличных (с этим отчасти связаны нынешние рекордные сборы подсолнечника — 8,5 млн тонн против максимальных 7,35 млн тонн 2008 года).

Средний валовой сбор зерна и активный экспорт позволили сформироваться не самой худшей для рынка цене. После июльского сезонного падения внутренних цен до 4,5 тыс. рублей за тонну пшеницы 4-го класса цены постепенно начали расти, подогреваемые рекордными темпами экспорта. К середине сентября цены в среднем достигли 5,3–5,6 тыс. рублей за тонну и продолжают держаться примерно на этом уровне. Впрочем, Владимир Петриченко из аналитического агентства «ПроЗерно» отмечает, что в долларовом выражении цена на российское зерно падает за счет ослабления рубля. Этот фактор позволяет нашему зерну быть вполне конкурентоспособным на мировом рынке, на котором с начала сентября начался серьезный понижательный тренд (цена на французскую пшеницу 4-го класса с 304 долларов 26 августа обвалилась до 253 долларов 8 октября). Не будь у нас столь серьезного падения рубля, цены на зерновые внутри страны тоже начали бы снижаться еще в сентябре.

Обвал цен на мировом рынке связан с несколькими факторами. В начале осени Минсельхоз США провел очередную переоценку урожая кукурузы и ее переходящих остатков в сторону повышения. Это вызвало падение цен на кукурузу, вслед за которыми потянулись вниз цены и на другие культуры. Неплохие виды на урожай в мировом масштабе тоже оказывают понижающее влияние. Так, в этом году в Казахстане прогнозируются рекордные валовые сборы зерновых — 25 млн тонн. Таким высоким урожай, по данным экспертов, был только в первые годы освоения целины. Сегодня казахстанская пшеница стала реальным конкурентом российской на мировом рынке. Кроме того, серьезным драйвером снижения стало и падение цен на нефть «Рынки commodities сильно взаимосвязаны, обвал на одном обычно тянет за собой вниз и другие. Дальнейшее поведение мировых цен очень трудно спрогнозировать, свое влияние будут оказывать и макроэкономические факторы, и политические, связанные как с ситуацией в Европе (банкротство Греции, например), так и в Америке», — добавляет Владимир Петриченко.

Серьезного обвала внутренних цен на зерно аналитики пока не прогнозируют. Во-первых, на рынке не так много излишков, которые могли бы надавить на цену: нынешний урожай минус планируемый экспорт (23 с лишним миллиона тонн) — это как раз необходимый для внутреннего потребления объем.  Во-вторых, рубль остается слабым. Дальнейшее поведение цен во многом будет зависеть от деятельности Центробанка. Если он решит укрепить рубль, а тренд на мировом рынке останется понижательным, то и внутренние цены на зерно пойдут вниз, считают эксперты.

Впрочем, даже ту цену, которая сложилась сегодня, подарком для крестьян назвать нельзя. «Если учесть, что последние три года для аграрного производства были очень трудными, то сегодняшний уровень цен едва позволяет покрыть прошлогодние убытки, — говорит исполнительный директор центра “СовЭкон” Андрей Сизов. — Таких благоприятных ценовых условий, которые сложились на рынке перед рекордным сбором зерновых 2008 года (108 миллионов тонн), сегодня в стране нет, а значит, и в следующем году вряд ли стоит ожидать новых достижений по валовому сбору».

«Следует учесть, что усредненная цена — пять с лишним тысяч рублей за тонну пшеницы четвертого класса — это цена на элеваторе, в которую входят и расходы на услуги элеватора, на доставку зерна туда, а это значит, что крестьянин получает за тонну чуть больше четырех с половиной тысяч рублей, — отмечает Аркадий Злочевский, президент Зернового союза. — При сегодняшней стоимости удобрений, ГСМ и тому подобного для расширенного воспроизводства крестьянину необходимо продавать тонну за шесть тысяч рублей».

ОТ ВАГОНОВ К МАРШРУТАМ

Одним из достижений нынешнего сельскохозяйственного года следует считать успешное возвращение России на мировой зерновой рынок. Темпы экспорта зерновых в этом году рекордные — уже вывезено 10 млн тонн, тогда как в лучший сезон (2008/09 год) объем экспорта составлял около 7 млн тонн. Впрочем, аналитики не прогнозируют существенного превышения максимальных значений экспорта — зерна у мировых поставщиков достаточно, конкуренция большая, выйти на принципиально новые рынки непросто, эту задачу лучше решать с государственной помощью. К тому же экспортная лихорадка уже сбавила обороты: мировой рынок, по словам одного из трейдеров, затих, покупатели ждут, как сложится ценовая конъюнктура.

Тем не менее прошедшие три месяца, в которые вывозилось по три с лишним миллиона тонн зерна, в очередной раз продемонстрировали наши внутренние логистические проблемы. Железная дорога была очень перегружена, вагонов не хватало, при выгрузке в портах периодически возникали многодневные пробки. «Одно из главных ограничений наращивания экспорта — наши инфраструктурные проблемы, — считает Андрей Сизов, — в первую очередь дорогой железнодорожный транспорт. В контексте мирового опыта ситуация, когда автомобильные перевозки на тысячу километров и больше выгоднее железнодорожных, — это нонсенс, а у нас в стране зачастую происходит именно так. В железнодорожных перевозках формально работает несколько компаний, но по факту всю ситуацию контролирует “Русагротранс”, и, пока подобное отсутствие конкуренции будет существовать, на изменения надеяться трудно». Будь стоимость логистики у нас дешевле, мы могли бы или предложить рынку более конкурентную цену, или больше оставлять крестьянину на собственное развитие, считает Сизов: «Сегодня при близких экспортных ценах на французскую и российскую пшеницу (она складывается из цены производителя плюс расходы на перевозку) отечественный фермер получает существенно меньше своего французского конкурента».

Аркадий Злочевский считает, что главная проблема логистики — дороговизна железнодорожных перевозок — возникает из-за того, что у нас отправки зерна повагонные, а не маршрутные, как, например, в той же Америке. «Маршрутные поставки означают, что на элеваторе (который называют “сухим портом”) собирается такой объем зерна, из которого можно сформировать целый состав и отправить его прямиком в порт, — объясняет Злочевский. — И цена доставки получается значительно ниже, чем в случае, когда на разных станциях грузятся одиночные вагоны и поезда постоянно доукомплектовываются. Для того чтобы наладить маршрутизацию, нужно решить целый комплекс инфраструктурных проблем, начиная с реформирования элеваторов в “сухие порты”. Это дорогостоящая задача, которую частный бизнес без поддержки государства решить не сможет — слишком большие и долгоокупаемые проекты». О необходимости заниматься развитием маршрутизации говорилось уже несколько лет, но только две недели назад в российском Минсельхозе создана рабочая группа, которой поручено собрать и представить правительству необходимые предложения. Среди инструментов, очевидно, будет субсидирование кредитных ставок на инвестиции в инфраструктуру, необходимую для наладки маршрутизации; лизинг оборудования при господдержке. Кроме того, в «Программе развития сельского хозяйства на 2012–2020 гг.» уже предусмотрена поддержка развития портовой и элеваторной инфраструктуры. Но все это не ближняя перспектива, так что в ближайшем будущем ожидать улучшений в логистике, видимо, не стоит.