Генеральный директор ООО «ПроЗерно» Владимир Петриченко: всякое ручное управление не является эффективным

Генеральный директор ООО «ПроЗерно» Владимир Петриченко: всякое ручное управление не является эффективным

Генеральный директор ООО «ПроЗерно» Владимир Петриченко рассказал idk.ru о перспективах рынка зерна и дал оценку государственному регулированию в этой области.

- По поводу зерновой интервенции, как известно, часть интервенционного фонда распределяется в регионы, как вы считаете, не лучше ли со стороны государства было сделать, например, открытый аукцион?

- Вне всякого сомнения. Даже просто как российский налогоплательщик, я считаю, что это было бы лучше. Просто исходя из того что это не коммерческое зерно, принадлежащее Россельхозбанку или ОЗК, это зерно, принадлежащее российскому государству. То есть купленное и содержащееся на бюджетные деньги, на те налоги, которые мы платим. Исходя только из этого, я как налогоплательщик считаю, что оно должно распределяться открытым образом. Во-вторых, говоря об эффективности зерновой индустрии, я не могу оценить справедливость распределения, так как оно носит гриф ДСП – для служебного пользования, и я не могу быть уверен, что это распределение зерна носит справедливый характер.

- На чем основаны ваши сомнения?

- Это сомнительно, потому что зерно хранится в тех регионах, которые пострадали от засухи, то есть в Черноземье и Поволжье. По постановлению Правительства оно идет на Северо-запад и в Московскую область. Непонятно, почему это происходит. Ведь от засухи, в основном, пострадало Черноземье и Поволжье, а не Московская область и Северо-западный регион. Вот такое наблюдение.

- То есть, ручное управление со стороны государства не всегда может быть эффективным?

- Всякое ручное управление на зерновом рынке без допуска широкого круга операторов, не является эффективным. Чем больше участников и операторов принимают участие в процессе этого распределения или продажи интервенционных фондов, тем лучше. Это показал первый день биржевых торгов. Целая серия лотов имела очень ограниченный доступ возможных покупателей. И произошло то, что и должно было произойти, эти лоты были проданы по стартовой цене, или по цене, которая отличалась от стартовой на 50 рублей. Я не думаю, что это правильно. Хотя, конечно же, для самих покупателей это удача.

- Что, на ваш взгляд, определяет на сегодняшний день цены на рынке зерна в России?

- Сейчас самое главное явление, это начавшиеся торги по интервенционному фонду, именно на них все смотрят и именно от них ждут тех точек или толчков для движения по рынку. Операторы рынка, покупатели, перевозчики и держатели зерна именно от биржевых торгов ждут сигналов для принятия решений по распоряжению своими коммерческими активами, тем зерном, которое у них уже есть или тем, которое они хотят закупить. Торги начались с понижательной тенденции. Я думаю, что далее цена будет более рыночной, потому что круг лотов расширился, и география продаваемого зерна увеличилась. Также, увеличилось количество возможных покупателей по этим лотам. Почти сняты все ограничения. Есть возможность покупать на любом базисе, только надо зарегистрироваться. Значит, цена будет более приближена к рыночной в эти дни.

- А каковы возможные перспективы?

- В перспективе, если эта тенденция продолжится, цены будут более приближены к рыночным, следовательно, иметь лучший ход цены от стартовой. Это, в свою очередь, даст сигнал рынку, что не следует ждать как сильного падения, так и сильного роста цены, а, скорее, определенной стабилизации. Нельзя сказать, что она будет касаться абсолютно всех товаров и регионов, но в целом, скорее всего, это будет так. Будут локальные просадки и локальный рост, как по товарам (например: кукуруза), так и по регионам, но в целом, я ожидаю стабилизации.

- Как бы вы могли прокомментировать заявление Дмитрия Медведева о необходимости «пересмотреть» и «разобраться» в системе зерновых торгов, поскольку не видно снижения цен, прозвучавшее 9 февраля.

- На совещании у президента России, судя по стенограмме (я не видел картинку, а читал стенограмму), ключевым местом был вопрос о решении Правительства по небиржевому распределению зерна и сочетанию двух механизмов распоряжения интервенционным фондом. И потом А. Дворкович это подтвердил. Для зернового рынка не очень желательны резкие повороты государственного регулирования его, хотя в принципе, дальнейшее движение по продажам зерна через биржу с приостановкой распределения дополнительных 2 млн тонн зерна можно поддержать. Тем более, что по данным мониторинга «ПроЗерно» цены на основные зерновые товары на свободном рынке в начале февраля 2011 г. в той или иной степени скорректировались вниз или остановились, за исключением кукурузы.