Запрет на экспорт зерна из России всколыхнул мировой рынок - еще бы, из
игры, пусть и на время, вышел один из лидеров отрасли. Цены на торговых
площадках сразу подлетели на десять и более процентов, западные эксперты
заговорили о возможных проблемах с продовольствием в мире. Но опасения
могут оказаться преувеличенными: приостановка российского экспорта
напрямую не заденет рынки развитых стран. Ведь нашими главными
контрагентами являются страны Ближнего Востока и Африки, которые
закупают кормовую пшеницу, сообщает РИА «Новости».
Серьезным испытанием для мирового рынка стал демарш российских властей: напомним, в прошлый четверг российский премьер Владимир Путин подписал постановление о временном запрете экспорта зерна из России. Запрет будет действовать с 15 августа по 31 декабря 2010 года. Его цель - не допустить дефицита и взлета цен на продовольствие. «Нужно не допустить роста внутренних цен, сохранить поголовье скота (из-за дефицита кормов в некоторых регионах начали вырезать племенной скот - прим авт.) и сформировать резервы будущего года», - заявил премьер на заседании президиума правительства.
Нельзя сказать, что решение России о введении моратория на экспорт зерна свалилось как снег на голову. Западные эксперты довольно тщательно отслеживали ситуацию в нашем аграрном секторе, и еще в конце июля высказывали опасения, что аномальная жара и засуха могут заставить некоторые регионы ввести запрет на экспорт зерна. Более того, звучали заявления о целесообразности такой меры, ведь запрет в отличие от, например, заградительных пошлин позволяет российским компаниям отменить контракты под предлогом форс-мажора.
Тем не менее, временный запрет на экспорт зерна из России всколыхнул рынок - в течение одного дня мировые цены на зерно выросли более чем на 10%. Причины для опасения действительно есть. Россия входит в четверку мировых экспортеров зерна. К тому же наша страна не единственная, кто страдает от неурожая. США и Канада в этом году могут собрать зерна соответственно на 14% и 19% меньше, чем в прошлом. Ограничения на экспорт вводят некоторые государства ЕС. Чуть раньше России об ограничении экспорта заявила Украина, наконец, на днях премьер-министр Казахстана (является шестым поставщиком зерна в мире) заявил, что страна рассматривает возможность полного запрета на экспорт зерна.
Эксперты призывают не драматизировать ситуацию - в этом году, в отличие скажем, от 2007, когда мир был поражен продовольственной инфляцией, на мировом рынке есть достаточные запасы зерна. По оценке главы Российского зернового союза (РЗС) Аркадия Злочевского, несмотря на все потери мировой экономики, прогноз запасов более чем на 70 млн тонн превышает объем мировой торговли зерном.
Кроме того, Россия в отличие от США и Канады поставляет на мировой рынок не продовольственную, а фуражную (т.е. идущую на корм скоту) пшеницу и нашими контрагентами за редким исключением являются страны Азии и Африки: Египет, Алжир, Марокко, Тунис и т.д. Поэтому реальных причин для паники на продовольственном рынке, все-таки нет. Но, как известно, на цены может влиять не столько реальная ситуация в отрасли, сколько представления о ней. Вот эти панические представления и привели к тому, что с конца июня (то есть с начала аномальной жары в России) мировые цены на пшеницу выросли на 60-75%, и, скорее всего, продолжат расти. В этом случае вероятно повторение ситуации трехлетней давности, когда зерно разогрело цены на мировом продовольственном рынке. Если высокая агфляция (так называемая аграрная инфляция), особенно в быстроразвивающихся странах, являющихся локомотивами роста, приведет к снижению спроса на промышленную продукцию, это станет новым серьезным испытанием для мировой экономики.
У нас решение о временном запрете на вывоз зерна за рубеж привело к снижению внутренних цен примерно на 10%. Но мораторий на экспорт вызвал большое неудовольствие у экспортеров, которые планировали в этом году продать за рубеж порядка 21 млн тонн зерна. В РЗС, представляющем интересы крупных торговцев зерном, считают, что отказ запрет на экспорт может лишить Россию позиций на мировом рынке - в следующем году контрагенты предпочтут работать с поставщиками из других стран, которые не отменяют контракты.
Глава РЗС Аркадий Злочевский признает, что засуха привела к росту внутренних цен на зерно, однако он считает неверным искать прямую зависимость между ценами на зерно и стоимостью хлеба в магазине. Доля зерна в стоимости буханки хлеба не превышает 15%, - напоминает г-н Злочевский, - куда больше влияют стоимость горюче-смазочных материалов, тарифы на газ, электроэнергию и т.д. Замечание справедливое, но не стоит забывать, что зерно лежит в основе продовольственной цепочки - зерно составляет 80% в стоимости комбикормов, которые составляют до 80% в стоимости мясомолочной продукции. Достаточно сказать, что на производство одного килограмма говядины или свинины, в зависимости от технологии, требуется от семи до десяти килограммов зерна.
Реальное положение дел на продовольственном рынке осложняется практически полным отсутствием достоверной информации. Порой создается впечатление, что информацией о реально происходящем на полях страны не обладает никто. Фермеры из проблемных регионов на вопросы, как обстоят дела с урожаем, нередко отвечают фразами: «сгорело все», «в этом году ничего не соберем». Животноводы из-за дефицита кормов заявляют о готовности пустить под нож даже племенные стада. Власти успокаивают - нехватка зерна будет компенсирована из запасов государства.
Но хватит ли этих запасов? Минсельхоз в очередной раз понизил прогноз на урожай, теперь до 70-75 млн тонн (напомним, первоначальный прогноз составлял 90 млн тонн, с началом жары он был скорректирован до 80-85 млн тонн). А зарубежные эксперты полагают, что российским аграриям удастся собрать не более 65 млн тонн. При этом внутренняя потребность страны в зерне, по оценке правительства, в этом году составит порядка 78 млн тонн, то есть больше 75 млн тон, которые планирует собрать Минсельхоз. Но в распоряжении государства есть порядка 20-24 млн тонн зерна, оставшиеся с прошлого урожая. С их учетом дефицит зерна и продовольствия стране пока не грозит, но рост цен на продовольствие практически неизбежен.
А раз так, то под угрозой оказываются макроэкономические планы правительства. В конце прошлой недели первый вице-премьер Игорь Шувалов признал, что рост цен на зерно может скорректировать планы по инфляции. Власти надеялись, что в этом году рост цен не превысит 7%, и в последующие три года будет замедляться на 0,5% в год. Но зерно, которое только за июль подорожало на 50%, может к концу разогнать инфляцию, что по признанию Шувалова, ставит под вопрос многие планы правительства.
Российское зерно: домыслы порождают панику
- Просмотров: 2556