Российская засуха и мировой продовольственный рынок

Российская засуха и мировой продовольственный рынок

После того как Россия ввела мораторий на экспорт зерна, мировые цены на зерно потянулись вверх – цены на мировых продовольственных сырьевых биржах резко подскочили, например, в Европе на 12%, достигнув отметки в 236 евро за тонну, и обновив рекорды по объемам продаж. При этом подскочили цены не только на пшеницу, но также и на другие зерновые культуры, такие как ячмень и кукуруза.
За нынешнее лето мировые цены на пшеницу уже выросли примерно на 70%. Несмотря на это, сразу же после получения сообщения относительно российского моратория, на Чикагской бирже фьючерская цена пшеницы подскочила почти на 45%.

Аналитики опасаются, что инфляция продовольственных цен может выйти из-под контроля, после чего возможно повторение сценария продовольственного кризиса трехлетней давности. «Растущие цены на зерно вновь поставили инфляцию продовольственных цен во главу угла», – заявил в интервью газете Financial Times представитель отделения инвестиционного банка Morgan Stanley в Лондоне Иоахим Фелс.

Одновременно, стали падать в цене акции некоторых крупнейших мировых продовольственных компаний. Компании опасаются, что в условиях продолжающегося финансового кризиса им придется взвинтить цены на продукты питания.

Бесспорно, американские и европейские потребители ощутят некоторое изменение цены на хлеб и хлебопродукты. В тоже время, основной удар придется на жителей тех стран Ближнего Востока, Африки и Азии, где ввиду низкого уровня доходов населения, хлеб является основным продуктом питания, а также в странах, где государства дотируют продукты питания. В таких странах основным ценообразующим фактором остается закупочная цена зерна и муки.

По оценке Эфраима Либтага, экономиста Министерства сельского хозяйства США, на американском рынке оптовая закупочная цена продукта составляет примерно 5-15% от его розничной цены. Таким образом, по мнению Либтага, повышение цены зерновых на 45% приведет к подорожанию в магазинах хлеба, муки, макаронной и другой смежной продукции примерно на 2-4%.

Еще до введения экспортного запрета российские сельхозпроизводители не испытывали большого энтузиазма относительно экспорта зерновых, так как темпы роста цен на внутреннем рынке заметно опережали рост цен на международных рынках.   

По данным Российского союза агропромышленников, в этом году ожидается сокращение урожая зерна примерно на 50%. По оценкам Минсельхоза РФ, производство зерна в текущем году может составить 70-75 млн тонн, по сравнению предыдущим показателем в 90 млн. Большинство экспертов однако оценивают ситуацию несколько более пессимистично. Так, прогноз Российского зернового союза (РЗС) составляет 72-78 млн тонн, «СовЭкона» – до 70 млн, Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) – менее 70 млн При этом минсельхоз и правительство РФ по-прежнему отмечают, что собранного в текущем году зерна с учетом запасов хватит для удовлетворения внутренних потребностей страны, которые составляют 75-77 млн тонн.

Не исключено, что увеличение цены зерновых может дать толчок для возникновения «цепной реакции» по изменению цен и других видов продовольственных товаров, в частности росту цен на кукурузу и бобовые. В случае осуществления данного прогноза, очевидно, что возрастет цена на мясомолочную продукцию.

Важно добавить, что в случае сокращения предложения зерна и зерновых, традиционно возрастает потребность в других видах продовольственных товаров, что в свою очередь приводит к росту цен на них.
Владимир Шекоян, экономист
Голос Америки

Последние новости