Тезисы выступления министра сельского хозяйства РФ на заседании президиума совета при президенте РФ по реализации нацпроектов

Тезисы выступления министра сельского хозяйства РФ на заседании президиума совета при президенте РФ по реализации нацпроектов

Тамбов, 02.07.2010
Подводя итоги реализации Национального проекта, необходимо отметить, что отрасль сохраняет положительную динамику развития (+19% к 2005 году).
Это стало возможным благодаря комплексным мерам государственной поддержки, объем которой за четыре года вырос более чем в 8 раз и составил 331 млрд руб.
За это время кредитный портфель агропромышленного комплекса увеличился в 3 раза до 1 трлн. 150 млрд рублей, а на 1 рубль средств федерального бюджета в сельхозпроизводство привлекается до 10 рублей частных инвестиций.
Это обеспечило устойчивый рост и необходимые условия для модернизации сельского хозяйства в течение последних 5 лет.
Несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию и засуху в прошлом году, рост объемов производства валовой продукции составил 1,2%.
Что касается самих темпов развития отрасли, то они не снизились по отношению к плановым заданиям Госпрограммы, которые были сформированы в докризисный период на основе более благоприятного прогноза развития экономики (среднегодовой рост ВВП: +6%, рост инвестиций в уставный капитал: +10%).

О планах развития агропромышленного комплекса на период 2011–2013 годов
Министерством совместно с Минэкономразвития разработана прогнозная модель развития сельского хозяйства, учитывающая сложившиеся тенденции в отдельных подотраслях, структуру и динамику потребления основных видов сельскохозяйственной продукции, а также риски, которые могут повлиять на результаты работы агропромышленного комплекса в целом.
Основными задачами на 2011-2013 год являются:
- повышение уровня и качества жизни сельского населения;
- обеспечение продовольственной безопасности и импортозамещения на внутреннем рынке;
- внедрение новой системы управления рисками в сельском хозяйстве;
- поддержание рентабельности и конкурентоспособности отечественного производителя;
- сохранение инвестиционной привлекательности отрасли.
Выполнение, поставленных Правительством задач будет обеспечиваться как за счет уже предусмотренных мероприятий Государственной программы, так и за счет внедрения новых эффективных инструментов и механизмов государственной поддержки в соответствии с возможностями бюджета.
При сохранении основных мероприятий Госпрограммы (это развитие приоритетных подотраслей, субсидирование процентных ставок, социальное развитие села, регулирование рынка) в 2013 году:
- индекс производства валовой продукции сельского хозяйства составит – 111,6% к 2009 году, с ежегодным приростом – около 2,8%.
Кроме этого:
- по мясу планируется рост производства в объеме до 1 млн 900 тыс. тонн (+19%), а к 2015 году – 2,5 млн тонн или 25%;
- по молоку – 1 млн тонн +(3%), а к 2015 году – 1,1 млн тонн или 4%;
- по зерну – плюс 8 млн 800 тыс. тонн или 9%.
По таким видам продукции, как производство мяса птицы и свинины, с учетом набранных темпов роста (свыше 10% в год), мы сможем не только обеспечить в полном объеме внутренние потребности, но и приступить к экспорту – и это новая точка роста отрасли.
В течение 3–4 лет будет достигнуто пороговое значение Доктрины продовольственной безопасности, т.е. мы обеспечим себя собственным мясом на 85%.
С учетом этого Министерством проводится комплексная работа по синхронизации ветеринарных требований в соответствии с международной практикой, а также по созданию необходимой инфраструктуры для развития экспортного потенциала по данным видам продукции.
Что касается развития молочного и мясного скотоводства. В трехлетней перспективе необходимо сохранить основные меры государственной поддержки, направленные на повышение эффективности и увеличение объемов производства молока и мяса КРС, в пределах согласованных лимитов финансирования, в том числе:
- это субсидирование процентных ставок по краткосрочным и долгосрочным кредитам, на строительство животноводческих комплексов, а также на приобретение племенного крупного рогатого скота.
- реализация экономически значимых региональных программ по развитию молочного и мясного скотоводства.
- применение более высокой тарифной защиты по мясу говядины в целях устранения искажающего влияния импорта на цены внутреннего рынка.
- продолжить отраслевые программы развития молочного и мясного скотоводства, а также строительства семейных молочных ферм.
Главной задачей по этому направлению остается – преодоление тенденции сокращения поголовья КРС, стабилизация его на уровне 9 млн голов коров, а также повышение уровня рентабельности в молочном и мясном скотоводстве.

По зерну
За последние годы нам удалось добиться серьезных результатов. Стабильные урожаи значительно повысили наш экспортный потенциал – до 20-22 млн тонн. Что в сумме составляет около 3,5 млрд долларов США.
Мы уже на постоянной основе экспортируем зерно в 15 стран мира и рассчитываем, что расширим этот список до 20 стран. (И среди наиболее перспективных направлений – это Юго-Восточная Азия, Ближний Восток и Латинская Америка).
При увеличении внутреннего производства зерна к 2013 году до 106 млн тонн экспорт может составитьоколо 5 млрд долларов США.
Учитывая, что данная подотрасль сельского хозяйства является экспортоориентированной и наиболее подвержена зависимости от колебания мировых цен, для регулирования рынка будет использоваться более гибкий механизм экспортных субсидий.
Данный механизм позволит повысить конкурентоспособность отечественных производителей и российской продукции на мировом рынке и обеспечит эффективное использование средств федерального бюджета, направляемых в рамках государственной программы на регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Активное развитие отрасли растениеводства было бы не возможно без серьезной технической модернизации машинотракторного парка
За время реализации национального проекта и госпрограммы было поставлено 69 тыс. тракторов, 28 тыс. зерноуборочных комбайнов, 8 тыс. кормоуборочных комбайнов, в том числе через «Росагролизинг» – около 25 тыс. единиц энергонасыщенной эффективной техники.

О социальном развитии села
Одним из главных приоритетов Минсельхоза на З-х летнюю перспективу является устойчивое развитие сельских территорий.
Министерство сельского хозяйства с 2003 года является исполнителем Федеральной целевой программы «Соцразвитие села», объем финансирования которой составил за этот период 188 млрд рублей, в т.ч из федерального бюджета – 32,5 млрд рублей.
Программа реализуется на условиях софинансирования: на 1 рубль федеральных средств привлекается 5 рублей из региональных бюджетов и внебюджетных источников.
Ее эффективность определяется следующими результатами:
- с 2003 года введено 13 млн кв. метров жилья, в том числе 2009 году – 1 млн 400 тыс. кв. метров.
- 200 тыс. семей улучшили свои жилищные условия, из них почти 60 тыс. – это семьи молодых специалистов.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она предусматривает развитие социальной инфраструктуры, привязанной к конкретным производственным объектам в сельском хозяйстве.
Это позволяет обеспечивать их необходимыми трудовыми ресурсами, что в конечном итоге повышает эффективность вложений в производство и стимулирует приток высококвалифицированных кадров на село.
В ближайшие 3 года реализация мероприятий данной программы будет продолжена. В рамках выделенных объемов финансирования планируется ввести 2,5 млн кв м. жилья для 39 тыс. семей, половина из которых это семьи молодых специалистов.
В соответствии с поручением премьер-министра для обеспечения финансовой устойчивости и снижения рисков в сельском хозяйств, Министерством проведена работа по совершенствованию системы агрострахования.
Сняты ограничения по доступу к этому виду страхования (с господдержкой) для страховых компаний. Введена система перестрахования рисков. Повышена прозрачность.
Кроме этого, Минсельхозом подготовлены новые предложения по изменению подходов к системе страхования с государственной поддержкой для повышения ее эффективности.
Они заключаются в следующем: концентрировать средства господдержки только на страховании от катастрофических рисков в сельхозпроизводстве и субсидировать страховой тариф, исключительно от рисков полной гибели урожая. А субсидии по другим видам поддержки (минеральные удобрения, процентные ставки и т.д.) предоставлять только при наличии такого полиса, что позволит снизить расходы сельхозтоваропроизводителей и в разы увеличить объем застрахованных посевных площадей.
Соответствующий законопроект в октябре будет внесен Министерством в Правительство Российской Федерации.

***
В соответствии с законом «О развитии сельского хозяйства» в 2013 году Минсельхоз приступит к реализации нового пятилетнего этапа Государственной программы, которая позволит отрасли выйти на качественно новый уровень развития.
Поэтапное насыщение внутреннего рынка собственной продукцией значительно усилит конкуренцию и потребует кратного снижения затрат, а также повышения производительности труда для получения качественной продукции с высокой добавленной стоимостью.
В текущих условиях сложно добиться без создания современной инфраструктуры агропродовольственного рынка, высокоэффективной перерабатывающей промышленности и продолжения технологической модернизации отрасли.
На сегодняшний день износ мощностей пищевой и перерабатывающей промышленности составляют до 60–70%, устаревшие технологии приводят к дополнительным издержкам, за которые в конечном итоге платит сельхозтоваропроизводитель и рядовой потребитель.
Логистика и инфраструктурные издержки снижают стоимость произведенной сельхозпродукции в ряде случаев на 30–40%.
Для решения этой проблемы Министерством разрабатывается программа развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, предусматривающая расширение возможностей по хранению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции на 2011–2013 годы и на период до 2017 года.
Ее реализация позволит:
- увеличить мощности по единовременному хранению зерна на 15–17 млн тонн и объемы перевалки на 40–45%, до 32,5 млн тонн.
- в рамках модернизации пищевой и перерабатывающей промышленности это позволит приобрести современное, энергоэффективное оборудование, что снизит средний уровень износа основных фондов с 70% до 40–50%.
Основным инструментом государственной поддержки по этому направлению предлагается сохранить субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам на данные цели.
С учетом важности этого вопроса для экономики агропромышленного комплекса предлагаем определить развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, как новый приоритет Национального проекта на период до 2017 года.
А с 2013 года включить это направление в Государственную программу отдельным разделом.