Во многих регионах уже несколько недель подряд стоит жаркая погода без
дождей, из-за чего под угрозой оказался весь выращенный урожай. На
территориях начинают вводить режимы чрезвычайной ситуации. Первыми
объявили ЧС Татарстан и Мордовия.
По словам министра сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Марата Ахметова, власти пошли на этот шаг в связи с засухой и гибелью значительного числа посевов: материальный ущерб от гибели посевов уже превысил 2 млрд рублей. А всего в республике потери в сельском хозяйстве из-за засухи предварительно оцениваются в 16 млрд рублей. В связи с 35-градусной жарой в некоторых хозяйствах из-за недостатка кормов начинают забивать скот. По мнению фермеров, если до пятницы в Татарстане не будет дождя, весь урожай этого года может погибнуть.
В Мордовии аграрии тоже думают отправить скот на зимовку в июле, так как травы на пастбищах практически не осталось. По разным оценкам, агропром Мордовии из-за засухи в этом году может потерять около 3,5 млрд рублей.
Возможно, следующим регионом, где будет объявлен режим ЧС, станет Воронежская область. Аномальный июнь с температурой под 40 уже уничтожил 500 гектаров зерновых культур, и с каждым днем положение ухудшается. Потери для региона очень ощутимы, так как из-за морозной и малоснежной зимы область вошла в тройку лидеров с самыми значительными показателями гибели озимых - 44% посевных площадей. Уцелевшие растения в мае сохли на корню. Треть "списанных" гектаров засеяли чем могли - поздними яровыми, кормовыми, техническими культурами.
- По предварительным данным, уже погибло около 20% посевных площадей. В основном это пшеница и ячмень, - сообщил заместитель начальника отдела растениеводства департамента аграрной политики Воронежской области Иван Матвиенко. - По прогнозам, валовой сбор зерна в итоге будет не более двух миллионов тонн, что на полтора миллиона меньше, чем в прошлом году. Если в прошлом году средняя урожайность составляла 25 центнеров с гектара, то теперь ожидаем 17-18 центнеров.
Не спасут ситуацию посевы кукурузы на зерно, площадь которых в сравнении с прошлогодней увеличена вдвое. Урожай дадут не более 70% из них.
- Есть проблема с техническими культурами, особенно подсолнечником раннего срока сева, - скорее всего и его придется списывать, - добавил Иван Матвиенко. - Сахарная свекла пока терпит жару за счет корневой системы, но дождей-то не обещают. Фермеры жалуются, что раньше в случае гибели посевов возмещение можно было получить через минсельхоз, а сейчас прямых вливаний ждать не приходится. Но почему бы тогда не застраховать заранее урожай, ведь страхование сельхозтоваропроизводителей у нас сегодня является добровольным. Договор страхования может быть заключен как на условиях предоставления государственной поддержки, так и без нее. Однако по оценкам экспертов Росгосстраха, страховаться без субсидирования части оплаченного взноса могут себе позволить немногие сельхозтоваропроизводители, в основном договоры страхования за счет собственных средств заключают крупные хозяйства. Кризис внес свои коррективы - у ряда регионов сегодня просто нет средств на предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям.
Поэтому, как показывает практика, менее 10% аграриев пользуются возможностью застраховать урожай за полцены. Почему аграрии так неохотно пользуются возможностью застраховать себя от природных катаклизмов?
К примеру, в Воронежской области, где застрахована лишь десятая часть озимых и девять процентов яровых, по словам Матвиенко, некоторые хозяйства до сих пор разбираются со страховыми компаниями, добиваясь выплаты компенсаций за озимые. Доказать наступление страхового случая бывает крайне сложно: сеть метеопостов в области не развита и достоверных данных о погодных условиях в конкретной точке порой попросту нет.
В Саратовской области, где по разным оценкам от засухи пострадали более 850 хозяйств и по предварительным оценкам погибли 770 тыс. гектаров сельскохозяйственных культур, тоже наконец задумались, как возможно минимизировать ущерб от засухи для местных сельхозпроизводителей. Так, на одном из совещаний было предложено пролонгировать имеющиеся у аграриев кредиты на несколько лет, чтобы хозяйствам дать возможность найти деньги на погашение долгов перед банками. Также звучала идея на небольшой срок ввести мораторий на процедуру банкротства для сельхозпредприятий, пострадавших от засухи. И все же одним из главных действенных механизмов, благодаря которому сельчане могли бы спать спокойно, должно стать, по мнению многих экспертов, принятие закона об обязательном аграрном страховании. В Саратовской области, где земли сельскохозяйственного назначения относятся к зоне рискованного земледелия, это хорошо понимают. Кстати, здесь застрахована четверть всех посевных площадей.
За Уралом лето тоже не радует аграриев. Например, в Прииртышье за июнь на поля региона выпало лишь 60% осадков.
- Сегодня уже ясно, что из-за неблагоприятных погодных условий мы не получим того объема многолетних трав, на который рассчитывали, - констатирует министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области Владимир Раров. - Реальные цифры ниже расчетных наполовину.
Засуха - это не сезонная проблема, в последние два года она просто происходит в одних и тех же районах. На сегодняшний день от жары больше всего пострадали Самарская, Саратовская, Ульяновская, Оренбургская области и Республика Татарстан, а Астраханская и Волгоградская области - от нашествия саранчи.
Олег Блинков, директор управления методологии сельскохозяйственного страхования и урегулирования убытков компании "Росгосстрах": -Причины, по которым сельхозтоваропроизводители не заключают договоры страхования, могут быть разными. Одни ожидают помощи из бюджетов, у других нет денег на оплату собственной части премии, у третьих есть желание, есть деньги, но нет уверенности в получении субсидии. Например, на текущий год до сих пор нет приказа, регламентирующего ставки для расчета субсидий, порядка определения страховой стоимости, цены продукции для целей страхования яровых/озимых 2010 года посева, а по ряду регионов субсидия за прошлые годы не получена в полном объеме. В 2009 г. суммарный объем федеральных средств, выделяемых на субсидии сельхозтоваропроизводителям, был сокращен до 2,2 млрд рублей, причем часть этих денег пошла на субсидии по договорам, заключенным еще в 2008 году. В 2010 г. на субсидии выделено всего 2 млрд рублей. Кроме того, несмотря на то, что в 2004 году отменена прямая помощь сельхозтоваропроизводителям из госбюджета, государство продолжает выделять субсидии на покрытие ущерба, нанесенного в результате аномальных гидрометеорологических условий. На днях, например, решение о выделении 200 млн рублей для компенсации убытков товаропроизводителей в связи с засухой приняло правительство Оренбургской области (из расчета 100 рублей на каждый гектар сгоревших посевов). Подобный подход сводит на нет все попытки минсельхоза привить производителям навыки страховой культуры. Зачем страховаться, если государство потом опять возместит все убытки?
В прошлом году потери от засухи и недобора урожая в российских регионах по прямым затратам составили примерно 13 млрд рублей. В 2009 году из-за засухи чрезвычайный режим введен в 15 субъектах РФ. Погибло тогда 4,425 миллиона гектаров сельскохозяйственных культур, пострадали 8 тысяч 152 хозяйства.
Российская газета
Урожай в режиме ЧС. Засуха заставила селян вновь вспомнить об агростраховании
- Просмотров: 2583