Доклад гендиректора ОЗК на международной зерновой конференции

Доклад гендиректора ОЗК на международной зерновой конференции

Доклад генерального директора ОАО «ОЗК» С.Л. Левина на «Международной зерновой торговой конференции: Азия – Россия 2010», которая прошла в Сингапуре с 24.02.2010 по 27.02.2010: «Состояние и перспективы развития инфраструктуры рынка зерна России – элеваторные мощности, транспортные сети, портовые элеваторы и перспективы Дальневосточного зернового коридора».
ОАО «Объединенная зерновая компания» создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 290 от 20.03.2009 г. для реализации экспортного потенциала российского зерна, развития и эффективной эксплуатации инфраструктуры зернового рынка.
Основополагающим принципом деятельности Компании является обеспечение и сохранение баланса между выполнением функций проводника государственной политики в области развития инфраструктуры рынка зерна, а также наращивания объемов экспорта и достижением коммерческих целей акционерного общества (рост рыночной стоимости и доходов от операционной деятельности).
Особая функция – ОАО «ОЗК» развитие и использование потенциала Компании для решения государственной задачи регулирования и стимулирования развития зернового рынка России.
С целью решения комплекса задач государством передаются в уставной капитал ОАО «ОЗК» акции 31 предприятия АПК.
В состав дочерних и зависимых компаний ОЗК войдут 19 элеваторов, 3 портовых терминала и 9 предприятий переработки зерна. Сегодня производственные мощности Компании способны обеспечить отгрузку на ж/д и автотранспорт до 2,5 млн тонн зерна в год и морскую экспортную перевалку зерна в объеме до 3,5 млн тонн в год.
Крупнейшими производственными активами ОЗК являются Новороссийский комбинат хлебопродуктов, готовый обеспечить глубоководную перевалку до 3 млн тонн зерна в год. Один из крупнейших элеваторов России – Буденовский элеватор, имеющий объем элеваторных емкостей более 220 тыс. тонн. Грачевский, Суровикинский и другие элеваторы, имеющие огромный потенциал по наращиванию объемов перевалки зерна. Перспективными являются портовые элеваторы на Азовском море в городе Ейск и Балтийским море в г. Калининград.
Сегодня, важнейшей рыночной ролью ОАО «ОЗК» является выполнение функции агента по управлению государственным интервенционным фондом, что делает Компанию, крупнейшим оператором зернового рынка России.
ОАО «ОЗК» обеспечивает закупку, хранение и реализацию зерна государственного интервенционного фонда РФ. По итогам сезонов 2008/09 г. было закуплено и заложено на хранение 8,1 млн тонн зерна. В сезоне 2009/10г. закуплено около 1,8 млн тонн. Компания взаимодействует с 480 аккредитованными элеваторами и более чем 2 200 участниками интервенционных торгов в 38 регионах России. Сегодня ОАО «ОЗК» управляет интервенционным фондом в объеме около 10 млн тонн и стоимостью более 45 млрд руб.
В структуре запасов интервенционного фонда преобладает пшеница, которая составляет 7,74 млн тонн (80% всех запасов) и ячмень 1,384 млн тонн (15%). Продовольственная пшеница – основа экспортного потенциала России, составляет 80% всего объема пшеницы.
Активность государства и частных инвесторов привели к тому, что Россия создала фундаментальные предпосылки для поступательного и планомерного наращивания объемов производства зерна, которые к 2015 году должны составить 120-122 млн тонн в год.
Однако гарантированное превышение объемов производства зерна над внутренним потреблением потребовало от государства перенаправления усилий государственной политики по регулированию и стимулированию зернового рынка.
Зерновые (закупочные и товарные) интервенции, приводящие к накоплению огромных переходящих запасов зерна, не могут эффективно влиять на внутренний зерновой рынок.
Необходим комплекс мер, развивающих экспортный потенциал страны и приводящий к опережающему развитию экспортно-ориентированной инфраструктуры зернового рынка:
- к 2015 году необходимо нарастить экспорт зерна из России с 21 до 40 млн тонн в год;
- увеличить объем элеваторных мощностей линейных и консолидирующих элеваторов минимум на 20 млн тонн с 32 до 52 млн тонн. А также увеличить их оборачиваемость минимум в 1,5 раза;
- нарастить объем перевозки зерна маршрутными поездами. Создать и внедрить систему эффективной логистики, опирающуюся на современные технологии планирования товарных потоков. Обновить, а при необходимости расширить парк вагонов зерновозов;
- обеспечить экспортно-ориентированную инфраструктуру зернового рынка портовыми перевалочными мощностями, увеличив их мощность по перевалке с 22 до 40 млн тонн в год.
На основании Указа Президента Российской Федерации № 290 от 20.03.2009 г. разработана, согласована заинтересованными министерствами и ведомствами и утверждена Советом директоров Стратегия ОАО «ОЗК», нацеленная на опережающее развитие экспортного потенциала России, элеваторной, транспортно-логистической и портовой инфраструктуры зернового рынка до 2015 года.
Одной из основных задач ОАО «ОЗК» является перенаправление потоков зерна закупаемых государством с целью регулирования рынка, а также собственных объемов зерна с внутреннего рынка на экспорт, за счет расширения существующих рынков сбыта и выхода на новые для России зерновые экспортные рынки.
Реализация стратегических целей ОАО «ОЗК» направлена на создание масштабного экспортного канала зерна, способного обеспечить к 2015 году до 16 млн тонн зернового экспорта в год.
Достижение стратегического целевого показателя объемов экспорта ОАО «ОЗК» предусматривает развитие инфраструктуры зернового рынка по следующим направлениям:
- увеличение объемов элеваторных мощностей Компании до 8,4 млн тонн единовременного хранения;
- увеличение портовых мощностей Компании для обеспечения объема перевалки зерна на экспорт до 19,5 млн тонн в год;
- создание эффективной дочерней транспортной компании с парком до 3,5 тыс. современных вагонов-зерновозов.
Реализация стратегии развития ОЗК позволит снизить инфраструктурную нагрузку на зерновой рынок на 500 руб./т за счет строительства современных объектов инфраструктуры и внедрения новейших технологий складской и транспортной логистики.
Для достижения поставленных целей в период до 2015 года планируется осуществить до 100 млрд руб. инвестиций. Одним из основных источников финансирования инвестиционных планов ОАО «ОЗК» станут государственные инвестиции в уставной капитал компании.
Особая роль ОАО «ОЗК» будет отводиться формированию такой модели ГЧП, при которой компетенции частных зерновых компаний по формированию и управлению зерновыми потоками, особенно на местном (региональном) уровне, а также технологии операторов ж/д перевозок по формированию зерновых потоков на федеральном уровне, объединятся с возможностями государства по инвестированию в крупные инфраструктурные объекты зернового рынка.
Важнейшей стратегической задачей компании является развитие разделенных по географическому принципу экспортно-ориентированных каналов сбыта зерна, в том числе:
- производящие регионы: Южный, Приволжский и Центральный. Экспорт зерна в объеме до 11 млн т. осуществляется через порты Азово-Черноморского бассейна в страны Ближнего Востока, Северной Африки, страны Южной и Юго-Восточной Азии;
- производящие регионы: Сибирский и Дальневосточный. Экспорт зерна в объеме до 4 млн т осуществляется через порты Дальнего Востока в страны Восточной и Юго-Восточной Азии;
- производящие регионы – Центральный и Северо-Западный. Экспорт зерна в объеме до 1,0 млн т осуществляется через Балтийские порты в страны Западной Африки и Южной Америки;
Компания планирует развитие следующих основных инфраструктурных проектов:
- строительство глубоководного зернового терминала на Черном море с годовой мощностью перевалки зерна 8 млн т;
- реконструкция Новороссийского комбината хлебопродуктов и увеличение его мощности на 2,5 млн т;
- строительство Дальневосточного зернового терминала мощностью 4 млн т;
- формирование экспортно-ориентированных каналов сбыта зерна за счет строительства и реконструкции линейных и консолидирующих элеваторов с объемом элеваторных мощностей в 6,6 млн т;
- создание транспортной компании с парком вагонов-зерновозов в 3,5 тыс. шт.
Для расширения российского зернового экспорта необходимо:
- диверсифицировать каналы вывоза зерна на экспорт;
- расширить традиционные рынки сбыта;
- начать масштабные поставки зерна на нетрадиционные рынки.
При этом Россия не должна ждать, когда мировой рынок увеличит объем заявок на российское зерно, но должна предлагать его всем потенциальным покупателям опережающими темпами.
Среди всех направлений экспорта зерна ОАО «ОЗК» приоритетным направлением является «Восточный коридор» – экспорт зерна через порты Черного моря и Дальнего Востока в страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии.
Существует понимание необходимости социально-экономического развития Сибирского федерального округа и Дальнего востока. Виден огромный потенциал регионов Сибири по увеличению объемов производства качественного продовольственного и фуражного зерна и организации его морской перевалки в направлении стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Уже сегодня регион может обеспечить до 3 млн тонн зерна экспорта в год.
Весь экспортный потенциал России в направлении стран Азии невозможно реализовать только с использованием морской перевалки в портах Дальнего востока. Понятие «Восточный коридор» должно включать два равнозначных канала импорта зерна:
- глубоководные порты Черного моря;
- глубоководные порты Дальнего востока.
При этом, с учетом неразвитости инфраструктуры в направлении Дальнего востока, а также отсутствия эффективной морской перевалки в дальневосточных портах, в ближайшие 2-3 года «Дальневосточный коридор» будет наполняться зерном через Черноморские порты. С развитием дальневосточных портов (2014-2015 гг.) ОАО «ОЗК» доведет соотношение объемов отгрузки зерна на страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии по двум различным каналам до соотношения 50% на 50%.
Плановый объем экспорта зерна ОАО «ОЗК» к 2015 году в страны ВА и ЮВА составляет до 8,5 млн тонн в год, в том числе через порты Черного моря – 4,5 млн тонн.
Этапы формирования Восточного экспортного направления ОАО «ОЗК»:
1. Основные отгрузки: экспортный коридор – ЮФО, ЦФО – Новороссийский КХП, порт Тамань – страны ЮА и ЮВА – 2010-2013 гг.
2. Большая часть (до 70%) объемов отгрузки: порты Черного моря и до 30% экспортный коридор – СФО – Дальневосточные Зерновые терминалы – страны ВА, ЮВА – начало эксплуатации коридора – 2012 г., выход на проектную мощность – 2014 г.
3. Распределение между экспортными коридорами: Черноморские порты – Дальневосточные порты – к 2015 году – страны ЮА, ЮВА и ВА – 50% на 50%.
Экономический рост государств ЮА и ЮВА и увеличение благосостояния населения этих стран показывают большой потенциал по росту объемов потребления зерна (прежде всего качественной пшеницы) в регионе. Потенциал ЮВА по росту импорта зерна к 2018 году оценивается экспертным сообществом в объеме до 36 млн тонн в год.
В регионе ВА сосредоточены крупнейшие мировые импортеры зерновых культур Япония и Южная Корея с потенциалом роста объемов импорта зерна к 2018 году до 28,4 и 12,2 млн тонн в год соответственно.
Сейчас объемы экспорта российского зерна в страны ВА и ЮВА незначительны и никак не соответствуют потенциалу региона. Да, с одной стороны наша доля очень мала, с другой – это означает, что у России огромный потенциал роста.
Развитие потенциала расширения экспорта зерна в Восточном направлении может быть достигнуто большими организационными усилиями при соблюдении сжатых сроков инвестирования средств в развитие инфраструктуры. Основной импульс рынку для решения указанных задач придаст деятельность ОАО «ОЗК».
При поддержке государственных органов власти, в стратегическом партнерстве с крупнейшим оператором ж/д перевозок зерна ЗАО «Русагротранс», региональными властями и деловыми кругами ОАО «ОЗК» уже в 2010 году приступает к осуществлению проекта по обеспечению канала сбыта зерна на экспорт для производителей зерна Сибири и Дальнего востока, включающего Дальневосточные морские зерновые терминалы, транспортную компанию, консолидирующие зерновые потоки элеваторы, операторов зернового рынка.
ОАО «ОЗК» обеспечит рынкам Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии продукт, отвечающий современным международным требованиям по качеству и безопасности зерновой торговли, в том числе:
- широкий ассортимент зерновых культур (от качественной продовольственной пшеницы 3 и 4 классов до высококлассной твердой пшеницы);
- необходимое качество зерна и унификация требований по безопасности с контролирующими органами стран-импортеров;
- бесперебойность поставок продукции по формуле «ТОЧНО-И-В СРОК»;
- необходимая грузовая логистика от мелкотоннажного флота и контейнерных поставок до поставок судами типа «панамакс» объемом до 60 тыс. тонн;
- диверсифицированные, независящие от природных факторов каналы поставок зерна, в том числе Черноморские и Дальневосточные порты;
- готовность осуществлять поставки зерна по долгосрочным контрактам.
Используя накопленный потенциал государственного агента ОАО «ОЗК» обеспечит поставки зерна рынкам Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии по межправительственным соглашениям и гуманитарным каналам.
Вопрос удаленности Сибирского региона от международных зерновых рынков будет решаться через принятие правительством мер по предоставлению всем регионам российской федерации равного доступа к транспортной железнодорожной и портовой инфраструктуре путем унификации ж/д тарифов при отгрузке зерна на экспорт.
Приоритетными задачами ОАО «ОЗК» при осуществлении экспортных поставок российского зерна в страны Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии станут:
- решение проблемы соответствия российского зерна международным стандартам качества через внедрение экспортного стандарта качества ОЗК на российское зерно;
- совместно с Россельхознадзором России обеспечение унификации требований по безопасности продукции к поставляемому российскому зерну со стороны официальных фитосанитарных и карантинных органов России и стран-потребителей, что позволит ускорить процесс оформления экспортных сертификатов и исключить риски несоответствия качества российского зерна требованиям страны-импортера;
- за счет модернизации существующей логистической инфраструктуры и введения в строй новых элеваторных и портовых мощностей предоставление конечным потребителям гарантии по соблюдению контрактных обязательств по качеству, срокам и регулярности поставок;
- создание транспортной инфраструктурной компании с собственным железнодорожным парком для осуществления функции консолидации отгрузок зерна и маршрутизации отправок с узловых консолидирующих элеваторов. Данная задача реализуется в тесном партнерстве с транспортными компаниями и операторами зернового рынка;
- организация логистической компании для консолидации зерновых потоков и диспетчеризации перемещения зерна по всей цепочке и оперативной ликвидации разрывов в поставках, начиная от склада сельхозпроизводителя до момента передачи зерна конечному потребителю, контроля сроков отгрузки, состояния зерна и соблюдения требований к перевозке;
- совместно с независимыми сюрвейерскими компаниями обеспечение контроля качества зерна в местах производства, хранения и накопления в соответствии с международными требованиями по качеству за счет использования оборудования, соответствующего международным стандартам ИСО, и применения современных технологий определения и контроля качества;
- организация взаимодействия с российскими операторами зернового рынка, а также с международными компаниями для эффективного использования совместного потенциала при поставках зерна через Восточный коридор;
- открытие офисов в ключевых странах региона для постоянного контакта с потребителями, переработчиками и государственными органами, для обеспечения интересов компании при доставке зерна в порты назначения, а также для увеличения объемов отгрузок компании;
- организация представительств компании в регионах производства зерна для обеспечения постоянного, массового, долговременного спроса на зерно у сельхозпроизводителей.
В силу важности рынков Юго-Восточной Азии для ОАО «ОЗК», с целью расширения возможностей поставок зерна широкому кругу потребителей, рассматривается возможность развития собственной элеваторной инфраструктуры в морских портах стран-импортеров российского зерна.
Учитывая масштабность поставленных задач ОАО «ОЗК» понимает, что без организации широкого взаимовыгодного партнерства между участниками внутрироссийского и мирового зернового рынка реализация планов будет невозможна.
ОАО «ОЗК» сосредотачивает свои усилия на оперировании, управлении и контроле деятельности в ключевых точках организованных Компанией экспортно-ориентированных каналов сбыта зерна.
Мы консолидируем, координируем, организуем партнерство ответственных операторов рынка и владельцев зерновой инфраструктуры. Формируем пул поставщиков зерна на мировой рынок и обеспечиваем его деятельность надежными поставками зерна. Приглашаем все компании заинтересованные в развитии российского зернового рынка и экспорте российского зерна к сотрудничеству.
Спасибо за внимание!


Последние новости