В Туапсе построили зерновой терминал, который способствует более эффективному экспорту российского зерна.
Так уж повелось, что Россия издревле славилась экспортом своих природных богатств, в том числе и зерна. К сожалению, в советские годы экспорт зерна постепенно сошел на нет, и СССР вынужден был даже закупать хлеб в Канаде.
Однако сегодня Россия возвращает свои позиции крупнейшего поставщика зерна на мировой рынок. В прошлом году хозяйства нашей страны сняли с полей 97 млн тонн зерновых. По прогнозам на будущее, урожаи будут расти. Во всяком случае, на это нацелил аграриев первый вице-премьер Российской Федерации Виктор Зубков 6 февраля на выездном совещании в Курске, где рассматривался вопрос продовольственной безопасности страны и состояния внутреннего рынка зерна в стране.
Премьер-министр отметил: в развитых странах нормой считается 1 тонна зерна на душу населения.
"Таким образом, - сделал вывод Зубков, - если мы говорим, что у нас много зерна, это неправильно. В России 140 млн человек населения, значит, мы должны иметь ежегодно 140 млн тонн зерна".
Между тем пока для внутреннего потребления России вполне достаточно от 75 до 79 млн тонн зерна, излишки же составляют экспортный потенциал страны. В то же самое время из-за неразвитости портовой инфраструктуры Россия не в силах перевалить морским путем ежегодно более 23 млн тонн зерновых.
Основной логистический узел зернового экспорта не только на Юге страны, но и в целом по России – Новороссийский порт. Однако уже сегодня ясно, что его мощностей явно не хватает. Ежегодно здесь возникают пробки и заторы из зерновозов. При всем желании Новороссийский зерновой терминал просто не в состоянии принять и загрузить немыслимые объемы поступающего товара.
Поэтому увеличение экспорта российского зерна возможно лишь при существенном развитии зерновой логистической инфраструктуры. И российские власти, похоже, это понимают. Так, на открытии нового зернового отгрузочного терминала в Туапсе 8 февраля первый вице-премьер Виктор Зубков заявил, что правительство приняло решение субсидировать строительство и модернизацию зернохранилищ, зерновых портовых терминалов и предприятий по переработке зерна.
При этом вице-премьер отметил, что туапсинский терминал возведен без участия государства и сделал вывод, что реализация подобных экспортных и инфраструктурных проектов - дело востребованное и перспективное.
Действительно, открытие терминала явилось значительным, если не знаковым событием для участников зернового рынка России. Строительство этого важного объекта началось в 2006 году, он обошелся в 1 млрд 820 млн рублей, его срок окупаемости - более 5 лет.
Новый терминал включает глубоководный причал для судов грузоподъемностью до 55 тыс. тонн и элеватор на 102 тыс. тонн. Запланированный годовой грузооборот - 2,4 млн тонн зерна, суточный – от 5 до 6,5 тыс. тонн.
До сих пор главными экспортными воротами для российского зерна, как уже говорилось, был Новороссийск - Новороссийский комбинат хлебопродуктов и Новороссийский зерновой терминал. Поэтому введение новых мощностей, подобных зерновому терминалу порта Туапсе, как в черноморском, так и в дальневосточном регионе - сегодня насущная необходимость.
В ближайшие годы страна может отправлять на мировой рынок 23-25 млн тонн зерна в год с перспективой увеличения до 30 млн тонн стабильных поставок, заявил на церемонии открытия нового терминала первый вице-премьер России Виктор Зубков. Однако для осуществления столь амбициозных планов необходима новая логистическая политика.
"Россия сегодня экспортирует зерно не в тех объемах, в каких могла бы при наличии достаточного количества специализированных портовых терминалов, - отметил в своем выступлении Зубков. - Поэтому правительство Российской Федерации приветствует строительство высокотехнологичных перевалочных комплексов - таких, как Туапсинский зерновой терминал, от которых зависит экспорт зерна нашей страны".
Виктор Зубков напомнил, что на мировом рынке зерна конкуренция ужесточается и выигрывает тот, у кого лучше развита инфраструктура экспорта. Он привел в пример Украину, которая производит 47 млн тонн зерна, а способна перевозить на экспорт 35 млн тонн. Россия же при урожае вдвое выше располагает мощностями для отгрузки на экспорт лишь 23 млн тонн.
В свете этого характерно то, что проблемами портовой и элеваторной инфраструктуры на Юге России особо озабочена компания "Русагротранс" - крупнейший инфраструктурный оператор в сфере железнодорожных перевозок зерновых грузов.
Казалось бы, у перевозчиков существует достаточно других "головных болей". В первую очередь это - модернизация вагонного парка. Как признает первый заместитель генерального директора по стратегическому развитию и корпоративным коммуникациям ЗАО "Русагротранс" Олег Рогачев, с 2012 по 2015 годы у большинства вагонов, которые эксплуатируются компанией, закончится срок службы. Замене подлежит до 70% парка. Для решения этой задачи предполагается направить около 8 млрд рублей в ближайшие шесть лет.
И все же, решая проблемы обновления вагонного парка, "Русагротранс" также взялся и за осуществление масштабного проекта по возведению морских терминалов и линейных элеваторов на Юге России и частично в Центральном федеральном округе. Только на финансирование первого этапа этих проектов в прошлом году было направлено около 2 млрд рублей.
"Основные инвестиции на строительство будут выделены в 2010 году, - рассказал Олег Рогачев. - Наша задача - организовать эффективные перевалочные элеваторы, создав новые или модернизируя уже существующие. Для эффективной работы перевалочного узла достаточно элеватора мощностью 50 тыс. тонн. Для морского терминала оправданной будет емкость в 150-200 тыс. тонн".
Следует особо отметить, что Рогачев также входит в состав координационного совета по созданию федеральной целевой программы зерновой логистической инфраструктуры. В совете работают представители аграрного бизнеса, операторы логистической инфраструктуры, эксперты в области экономики во главе с замминистра сельского хозяйства РФ Сергеем Королевым. Программа будет нацелена на опережающее развитие инфраструктуры зернового рынка.
"При этом такое развитие должно быть осуществлено не просто формальным удвоением существующих логистических мощностей, но более рациональным использованием и распределением данных средств на основе глубокого анализа множества факторов, в том числе предложения зерна, социального и промышленного потребления, перераспределения будущих экспортных направлений и развития потенциальных грузопотоков", - подчеркнул Рогачев.
"Прежде всего, государство должно быть гарантом спроса на модернизационный процесс и создавать универсальные мотивировочные и финансовые механизмы для всех участников рынка, - отметил он. - Государство могло бы взять на себя меру ответственности за заявленные стратегические цели и софинансировать проекты в части создания и подведения инфраструктуры к бизнес-объектам".
В среднесрочной перспективе Россия должна довести объемы экспорта зерна до 40-45 млн тонн в год. По оценкам аналитического центра ЗАО "Русагротранс", для достижения этих целей до 2015 года необходимо инвестировать в отрасль свыше 100 млрд рублей, в том числе 61 млрд рублей на модернизацию и строительство зерновых элеваторов и их инфраструктуру, 19 млрд рублей на строительство двух новых портов, еще 20 млрд рублей на расширение вагонного парка зерновозов.
А вот развитие всего комплекса зерновой логистической инфраструктуры, по мнению Олега Рогачева, по самым скромным экспертным оценкам, потребует около 350 млрд рублей инвестиций.
Так что новый зерновой терминал в Туапсе – это, как говорится, только одна из первых капель в море.
ИНТЕРФАКС
Новый зерновой терминал в Туапсе: превратим зерно в золото!
- Просмотров: 4003