Мы живем в интересное время. На наших глазах Россия из импортера зерна
и получателя гуманитарной помощи становится великой зерновой державой.
Постепенно вводятся в оборот новые земли, растут урожаи. Становится
меньше административных барьеров, постепенно отечественное сельское
хозяйство переходит от модели развития "вопреки" к модели развития
"благодаря аграрной политике". Государство начинает уделять отрасли все
больше внимания, создавать механизмы регулирования аграрных рынков с
целью создания комфортной среды для развития бизнеса, сглаживания
существующих диспропорций, обеспечения положительной динамики отрасли в
будущем.
Первым подобным инструментом стали государственные закупочные интервенции на рынке зерна. Действенный механизм, с помощью которого государство получило возможность выкупать с рынка излишки зерна при чрезмерном падении цены или, напротив, вбрасывать на рынок дополнительные объемы зерна из интервенционного фонда для того, чтобы сделать цены приемлемыми для покупателей. В 2008 году именно государственные интервенции на рынке зерна помогли не допустить обвала цен из-за рекордного урожая зерновых в современной России.
В конце января завершились государственные зерновые интервенции. В этом сезоне они проводились точечно, в тех регионах, где складывалась наиболее критичная ситуация. Данный подход в условиях, когда значительные элеваторные мощности заняты закупленным в рамках предыдущей интервенции зерном, созданы огромные переходящие запасы, которые оказывали давление на внутренний рынок, и ограниченного государственного финансирования представляется вполне обоснованным. Российский зерновой союз выступал против интервенционных закупок в экспорто-ориентированных регионах, где зерно в любом случае уйдет на внешние рынки. Поддерживать нужно было фактически отрезанные железнодорожными тарифами от портов регионы Сибири, где складывалась действительно критическая ситуация. Большие урожаи, тяжелая ситуация с инфраструктурой зернового рынка и отрезанность от внешних рынков оказывали крайне негативное влияние на цены, делали производство нерентабельным.
Всего по состоянию на 21 января 2010 года было аккредитовано 2249 участников торгов из 44 субъектов РФ с общим объемом урожая 12 млн 485 тыс. тонн. Было отобрано 263 элеватора с объемом хранения 6 млн 295 тыс. тонн, из них свободными были 4 млн 276 тыс. тонн. Общий объем закупленного в интервенционный фонд зерна составил 1 млн 638 тыс. 900 тонн, 78,1% этого объема - пшеница третьего класса. Общая сумма затраченных на интервенционные операции средств составила 6 млрд 460 млн 877 тыс. 250 руб. Большая часть зерна была закуплена в Сибирском ФО (всего 625 860 тонн) и Приволжском ФО (всего 552 825 тонн).
О чем говорят эти цифры? Первое и самое очевидное - налицо резкий рост числа участников торгов. Если в 2008 году зачастую проходили торги, на которые было заявлено 3-4 участника, то в этом сезоне количество участников торгов увеличилось многократно. Как следствие, появилась серьезная конкуренция, что привело к снижению цен. Так, средняя цена пшеницы третьего класса на торгах составила 4110 рублей за тонну. Второе - закупалась преимущественно пшеница третьего класса. Качество производимого в России зерна растет, и закупка "трешки" была призвана стимулировать сельхозпроизводителей к выращиванию высококлассного зерна.
Третий же, и наиболее важный вывод, который можно сделать из данных цифр: государство не может бесконечно регулировать рынок, просто закупая у крестьян зерно в интервенционный фонд. Необходимо создать несколько различных инструментов регулирования зернового рынка, которые позволят государству, комбинируя различные механизмы, создавать комфортную среду для участников зернового рынка России.
Российская газета
А.Злочевский: Государство не может бесконечно регулировать зерновой рынок
- Просмотров: 2423