О развитии конкуренции на агропродовольственных рынках

О развитии конкуренции на агропродовольственных рынках

Развивающиеся события в национальной и мировой экономике, по сути, сформировали новую реальность, создав для российских производителей сельхозпродукции потенциально наилучшие условия для ведения бизнеса за последние десятилетия. Внимание государства и, что еще важнее потребителя, к национальным товарам и продуктам в кризисный период значительно возросло. Огромные ресурсы для наращивания производства, растущий спрос на локальных и международных рынках ставят отрасль в положение потенциального локомотива всей экономики нашей страны. А значит, впервые за многие годы налицо все возможности для ведения эффективного бизнеса, какими бы сложными не были текущие проблемы с финансированием и операционным управлением.
Какие стратегии принесут наилучшие результаты хозяйствам и переработчикам? Как работать с государством и его финансовыми институтами в рамках программы поддержки отрасли? Какие возможности создал внутренний рынок для развития продаж в 2009 году? Как управлять технологическим перевооружением и какие направления в переработке будут наиболее востребованы? Как управлять маркетингом, кадровой политикой, планированием и другими тактическими задачами? Все эти темы жизненно важны для участников индустрии, и, потому, легли в повестку III ежегодного саммита Agro Industry 2009.
Объединив знания и опыт первых лиц крупнейших хозяйств, агрохолдингов и глав компаний-переработчиков саммит помог найти ответы на все поставленные вопросы. Участие в нем представителей министерств, правительства, Государственной Думы сделает возможным увидеть планы государства по регулированию рынка и его финансовой поддержке, понять реальные шаги бизнеса по взаимодействию с госсектором.
На Agro Industry 2009 выступил с докладом "О развитии конкуренции на агропродовольственных рынках" Александр Пироженко, директор Департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков Министерства экономического развития РФ:

О РАЗВИТИИ КОНКУРЕНЦИИ НА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКАХ

Ситуация на рынках агропродовольственного комплекса
Развитие отечественного агропродовольственного комплекса ограничивается специфическими особенностями отрасли в целом (природно-климатические условия). В этой связи устойчивость сельскохозяйственного производства ниже, чем в других отраслях, что определяет наличие высокого уровня предпринимательских рисков в отрасли. Продолжительный производственный цикл определяет инерционность предложения сельскохозяйственной продукции при изменении цен.
Существенным ограничителем является неопределенность ситуации в связи с сезонностью производства. Это приводит к неравномерному уровню предложения продовольственной продукции в течение года и трудностью в прогнозировании долгосрочной рыночной конъюнктуры. Значительная доля продукции (овощи, молоко) является скоропортящейся, требует специальных условий хранения и срочной реализации, что существенно изменяет конкурентную ситуацию в период ее массового поступления на рынок.
Фактором, существенно обострившим конкуренцию в отрасли, стал экономический кризис, однако, благодаря принятым мерам по улучшению экономических условий функционирования сельского хозяйства, в том числе реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а также благоприятной внешней конъюнктуре отрасль продолжила развитие.
Развитие конкуренции в сельском хозяйстве ограничивает ряд факторов: недостаток материальных и финансовых ресурсов, низкий уровень развития кооперации, излишние административные барьеры, а также отсутствие развитой инфраструктуры (недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной переработки продукции, средств связи, неудовлетворительное состояние дорожной сети).

На развитие зернового комплекса существенное влияние оказывает мировая конъюнктура. Начиная с 2005 года, наблюдался устойчивый рост производства зерновых культур. Во второй половине 2007 года неурожаи в ряде стран - производителей зерна (Австралии, США, странах ЕС) привели к значительному росту мировых цен на зерновые (в 2 раза), что в свою очередь, стимулировало увеличение российских экспортных поставок и вызвало расширение посевных площадей. В 2009 году вследствие неблагоприятных агрометеорологических условий, которые наблюдались в ряде регионов Поволжья и Юга России, валовой сбор зерна может быть на 14-17% ниже уровня предыдущего года, но все равно на достаточно высоком уровне (90-93 млн тонн).

Благодаря улучшению агротехники возделывания культуры и защите внутреннего рынка от импортного сахара-сырца наиболее заметные изменения произошли в свекловичном секторе. Средняя урожайность сахарной свеклы за 2005-2008 гг. по сравнению со средним показателем 2001-2004 гг. увеличилась на 37 процентов. В 2008 году в сахарной отрасли был зафиксирован исторический рекорд производства сахара-песка из сахарной свеклы (3,5 млн тонн). В 2007-2008 годы в структуре производства сахара-песка доля сахара-песка, выработанного из сахарной свеклы, составила 53%-59,3% соответственно против 44,7% в 2005 году.

В животноводстве позитивные тенденции наметились с 2006 года. Выход на проектную мощность свиноводческих и птицеводческих комплексов, инвестиции в которые осуществлялись в рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК", способствовал росту производства скота и птицы на убой в 2008 году к 2007 году на 6,7%, в январе-августе 2009 г. к январю-августу 2008 г. - на 6,5% за счет инвестиционно-привлекательных птицеводства и свиноводства. Особенно высокие темпы роста в настоящее время демонстрирует птицеводство.
Существенную роль в этом сыграли и меры, связанные с сокращением квот на импорт мяса, и девальвация рубля, приведшая к заметному удорожанию импортной продукции, и неопределенная ситуация, связанная с распределением квот в начале 2009 года. А также действия Россельхознадзора, направленные на временное ограничение ввоза свинины с территорий, где зафиксированы вспышки так называемого свиного гриппа, придали дополнительный импульс развитию свиноводства.
Исключение составляет производство крупного рогатого скота, так в январе-августе 2009 г. по отношению к аналогичному периоду 2008 г. производство говядины составило 13,3%. Действующая система таможенно-тарифного регулирования наряду с низким уровнем собственного производства, отсутствием крупных инвестиционных проектов, а также высокой долей импортозависимости способствует формированию высокой внутренней цены на продукцию.
Низкая инвестиционная привлекательность молочного животноводства и невысокий уровень спроса на протяжении последних лет являются причиной стагнации молочного сектора. За последние годы в молочном секторе наблюдалось усиление влияния конъюнктуры внешнего рынка: ценовое давление со стороны стран Евросоюза и обострение конкуренции между отечественными и белорусскими и украинскими производителями молочной продукции. На взаимоотношения участников рынка существенно повлияло принятие федерального закона от 12 июня 2008 г. 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".

Использование земельного фонда Российской Федерации
Одним из определяющих факторов развития конкуренции в агропромышленном комплексе является структура прав на земли сельскохозяйственного назначения. К таким землям относятся земли за границами несеченых пунктов, представленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Они выступают в качестве основного средства производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.
На 1 января 2008 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 403,2 млн га. К данной категории отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным предприятиям и организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским институтам). В нее также входят земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных.
На конец 2007 г. общее количество земель сельскохозяйственного назначения, за исключением пашен, составило 11 740,7 тыс. га, что на 424,9 тыс. га. Большем, чем в 2006 г.

Распределение земельного фонда по угодьям
К началу 2008 г. у сельскохозяйственных предприятий находилось в пользовании 190,5 млн га, или 86,4% всех сельскохозяйственных угодий, имевшихся в Российской Федерации. Из них 67,4% использовались сельскохозяйственным предприятиями, 32,6% находились в пользований граждан.
В тоже время необходимо отметить, что на протяжении более 10 лет наблюдается ежегодное сокращение площади сельскохозяйственных угодий в целом по стране . Основной причинной уменьшения площади продуктивных земель в границах Российской Федерации является неудовлетворительное экономическое состояние сельского хозяйства. В виду отсутствия достаточных финансовых средств у производителя сельскохозяйственной продукции не выполняются элементарные мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв, не соблюдается проведения мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий, допускается длительное неиспользование земель, что в результате приводит к потере продуктивности ценных земель.
В 2007 г. общая площадь сельскохозяйственных угодий, находившихся у сельхозпроизводителей, сократились на 46,2 тыс. га.

Распределение земель сельскохозяйственного назначения
По данным на 1 января 2008 г., значительная часть земель сельскохозяйственного назначения находилась в государственной и муниципальной собственности - 274,8 млн га (68,1%), в собственности граждан - 121,6 млн га (30,2%), в собственности юридических лиц - 6,8 млн га (1,7%).
Из всех земель, находящейся в частной собственности, на долю земель сельскохозяйственного назначения приходилось 97,1% (128,4 млн га), из них 85,6% составляли земли доли граждан в общей собственности на землю.
В результате мероприятий по разграничению государственной собственности на землю в собственности Российской Федерации зарегистрировано 3,2 млн га, из них представлено юридическим лицам в пользование 2,3 млн га и аренду - 0,5 млн га. В собственности субъектов Российской Федерации находилось 5,2 млн га, из них 1,9 млн га земель представлено юридическим лицам в аренду 0,9 млн га - в пользование. В муниципальной собственности зарегистрировано 1,2 млн га, из них представлено гражданам во владения 24,4 тыс. га, аренду - 0,2 млн га и юридическим лицам в пользование - 45,8 тыс. га, аренду - 0,9 млн га.
За 2007 г. сокращение составило 64,8 тыс. га
За отчетный год в структуре форм собственности на землю произошли изменения в сторону сокращения площадей государственных и муниципальных земель. На уменьшение площади существенное влияние оказала ситуация, сложившаяся в Республиках Башкирия и Калмыкия. Увеличение площади земель общей долевой собственности в Республиках связано с приватизацией земель сельскохозяйственных предприятий. В установленном порядке 320 тыс. граждан стали обладателями доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на площади 2,1 млн га в Республике Башкортостан и 283,1 тыс. га передано в долевую собственность гражданам на территории Республики Калмыкия.
Одновременно продолжается оформление гражданами прав на землю в соответствии с требованиями действующего законодательства, уточнение принадлежности земель коллективно-долевой собственности, выкуп земельных участков юридическими лицами для сельскохозяйственного производства.

Использование земель производителями сельскохозяйственной продукции
Согласно данным на 1 января 2008 г., у предприятий, организаций и граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством, в использовании числилось 548,6 млн га земель, из них земли сельскохозяйственного назначения составили более 356,6 млн га (65%). На землях поселений для сельскохозяйственных целей использовалось 8,5 млн га.
В отчетном году площадь, закрепленная за предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися сельскохозяйственным производством, увеличилась на 16,4 млн га. Решающее влияние на изменение площади оказало отражение ранее не учитываемых земель, выявленных в результате инвентаризации земель, проведенной на территории вновь образованного субъекта Российской Федерации Красноярского края.
В европейской части страны в 2007 г. продолжалось перераспределение земель между юридическими и физическими лицами, занимающимися сельскохозяйственным производством.
Использование земель для сельскохозяйственного производства в 2007 г. осуществлялось предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм. Большинство из них представляло собой сельскохозяйственные коммерческие организации.
В 2007 г. вне зависимости от формы хозяйствования повсеместно функционировали сельскохозяйственные предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность на землях различных форм собственности. При этом в границах реорганизованных предприятий использовались земли, находившиеся в частной собственности - 4,5 млн га, общей собственности - 86,5 млн га, государственной и муниципальной собственности - 359,8 млн га. В составе общей собственности на землю долевая собственность составила 85,5 млн га (98,8%), совместная - 1 млн га (1,2%).
Земли общей долевой собственности состояли на 99% из земель долей граждан, в том числе невостребованных - 28%. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, на которые юридические лица зарегистрировали долю в праве общей собственности, составила 269,4 тыс. га. Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям принадлежали доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на площади 335,1 тыс.га.
Для земледельческих территории наиболее распространенной формой хозяйствования к концу 2007 г. оставались производственные кооперативы, имеющие много общего с прежними колхозами. Они использовали более 40% земель, находящихся у всех предприятий и организаций - производителей сельскохозяйственной продукции. Хозяйственные товарищества и общества использовали около 38% таких земель, государственные и муниципальные предприятия - более 6%, подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий - 0,7%.
Более половины земель как в производственных кооперативах, так и в хозяйственных товариществах и обществах находились в общей собственности, из них около 99% находились в общей долевой собственности.
В северных регионах страны основными производителями сельскохозяйственной продукции являются государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они использовали более 49% земель, представленных предприятиями для сельскохозяйственного производства. Общественно-родовыми хозяйствами, занимающимися традиционным промыслом, использовалось 21% земель, производственными кооперативами - более 18%, хозяйственными товариществами и обществами - более 11%. Земли этих предприятий находятся в основном в государственной и муниципальной собственности и представлены производителям сельскохозяйственной продукции на праве аренды или пользования (постоянного (бессрочного) лил безвозмездно срочного).
Основным видом сельскохозяйственного производства является северное оленеводство, охота, рыболовство. Доля данных земель составила 93,9% от площади земель, представленных гражданами для сельскохозяйственных целей в этой части страны. В силу природно-климатических условий площади, отведенные в этих районах под крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство, садоводство и огородничество, незначительны (0,8 млн га).
В целом по России гражданами для производства сельскохозяйственной продукции использовалось 92,2 млн га, или 16,8 всех земель, представленных для сельскохозяйственных целей. К землям граждан отнесены участки, представленные для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, сенокошения и выпаса скота, участки при индивидуальных жилых домах, служебные наделы, дачные участки и земли традиционного промысла, земли собственников земельных долей и земельных участков, не вошедших в состав земель, используемых предприятиями и организациями.

Меры, направленные на стимулирование развития конкуренции в отрасли

Снижение административных барьеров
Российская экономическая система характеризуется высокой степенью административного регулирования экономики, что замедляет развитие данного сектора экономики. В число существенных административных барьеров входят сложное для понимания и применения законодательство, противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровне, избыточное инспектирование и контроль.
Основными путями снижения указанных барьеров являются: совершенствование законодательства, введение четко прописанных инструкций по контролю, увеличение прозрачности процессов лицензирования и сертификации, устранение дублирования функций органами исполнительной власти (как федеральными, так и региональными).
Для устранения избыточных административных барьеров в Минэкономразвития России создана рабочая группа по снижению административных барьеров в предпринимательстве в рамках, которой проработаны вопросы:
- внесения изменений в Федеральный закон "О ветеринарии", в части уточнения понятийного аппарата;
- внесения изменений в Федеральный закон "О карантине растений", предусматривающие после завершения обязательных процедур государственного карантинного фитосанитарного контроля выпуск подкарантинной продукции в свободное обращение;
- исключения процедуры регистрации кормовых добавок из всех нормативных актов, либо перевести данную процедуру в категорию надзорной функции, исключив платный характер;
- разработки предложений по изменению порядка формирования перечня лекарственных средств для животных;
- разработки предложений по разделению надзорных функций государственной ветеринарной службы и функции по оказанию платных услуг;
- отмены требований наличия карантинного сертификата при перемещении продукции по территории Российской Федерации, кроме случаев, когда продукция была произведена на карантинной территории;
- установления границ карантинных территории в субъектах Российской Федерации;
- демонополизации рынка профилактического обеззараживания территории, предоставив возможность осуществлять данную функцию специально аккредитованным компаниям;
- сокращения оформления карантинных и фитосанитарных сертификатов на сельскохозяйственную продукцию;
- установления бессрочного действия карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию, находящуюся на территории Российской Федерации и не предназначенную для целей экспорта, либо увеличить сроки действия карантинных сертификатов;
- демонополизации процедуры выдачи "сертификата качества" на зерно, продукты его переработки и компоненты комбикормов.

Развитие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции
Существенным ограничителем развития конкуренции в отрасли является отсутствие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственную продукции и продовольствия (первичная переработка, хранение и транспортировка сельскохозяйственной продукции).
В целях содействия местным товаропроизводителям в продвижении их продукции на региональные агропродовольственные рынки в субъектах Российской Федерации реализуются меры по созданию региональных центров по приемке, логистической и технологической переработке сельскохозяйственной продукции.
В 27 регионах логистические центры уже работают, вступают в эксплуатацию в текущем году или находятся в стадии строительства. В субъектах Российской Федерации продолжается разработка региональных концепций развития логистической и технологической переработки сельскохозяйственной продукции.
Для достижения целей отраслевой целевой программой "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы", разработанной Минсельхозом России, предусматривается создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции.
Доклад Минсельхоза России по данному вопросу согласован с заинтересованными органами исполнительной власти и внесен в Правительство Российской Федерации. Он предусматривает реализацию комплекса мер по созданию региональных центров по приемке, логистической и технологической переработке сельскохозяйственной продукции. Для реализации предложенных мер требуется соответствующее решение Правительства Российской Федерации.

Для целей поддержки эффективных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры Минсельхозом России по согласованию с Минэкономразвития России утверждены и реализуются отраслевые целевые программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 годы" и "Развитие мясного скотоводства России на 2009 - 2012 гг.", а также в целях увеличения производства сахара из собственных сырьевых ресурсов и максимального сокращения его импорта разработана "Отраслевая программа развития свеклосахарного подкомплекса России на 2010-2012 годы". Реализация указанных программ будет обеспечивать необходимый уровень поддержки существующих эффективных проектов.

Кроме того, с целью стимулирования объединений сельхозпроизводителей и обслуживающих отраслей, развития кооперации, Минсельхозом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработана Концепция развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, предусматривающая соблюдение экономических интересов объединяющихся товаропроизводителей, достижение определенных выгод для членов кооперативов (в том числе повышение прибыльности хозяйств).
В целях расширения возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей по реализации произведенной ими продукции органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится работа по созданию на муниципальном уровне сельскохозяйственных кооперативных рынков, обеспечивающих сельскохозяйственным производственным кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам и хозяйствам населения прямую, без посредников, продажу своей продукции.
В настоящее время необходимо ускорения доработки, согласования и принятия Правительством Российской Федерации разработанной Концепции развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. Это позволит стимулировать объединения сельхозпроизводителей и достичь необходимого уровня развития кооперации.