Государство должно подстраховать зерновой рынок

Государство должно подстраховать зерновой рынок

На вопросы IDK.ru ответил депутат Государственной Думы, основатель аграрной группы компаний "Белая дача" Виктор Семенов. Он прокомментировал ситуацию на российском зерновом рынке.
- Как утверждают аналитики, урожай зерновых в текущем году будет меньше, чем в прошлом (около 80 млн тонн). Достаточно ли будет этого количества зерна для обеспечения потребностей российского рынка, и какую долю из него можно отправить на экспорт?
- На мой взгляд, этот урожай является достаточным для того, чтобы обеспечить и внутренние потребности и экспортную составляющую порядка 15 млн тонн. Его будет достаточно не потому, что мы очень хорошо работаем и производим много зерна. А потому что в 90-е годы в результате пагубных реформ было уничтожено почти все отечественное животноводство, а оно являлось крупным потребителем зерна. Эта ситуация позволяет сохранять экспорт зерна даже при таких невысоких показателях урожайности, какие имеют сегодня российские хозяйства.

- Фермеры и колхозники любят говорить о "справедливой цене" на зерно, которая, по их расчетам, должна сегодня составлять около 6000 руб./т. Фьючерсные же контракты на пшеницу 3 класса сегодня заключаются по ценам в пределах 5000 руб./т. Что должно делать государство для регулирования рынка зерна в условиях, когда внутренняя цена в России на него превышает зарубежную? Как и когда нужно проводит зерновые интервенции, чтобы регулировать ситуацию?
- Я сейчас не готов обсуждать, какая цена за зерно будет справедливой - 5000 руб. или 6000 руб. Но считаю, что одна из самых главных задач Минсельхоза - это определение такой справедливой цены, которая бы давала подавляющему числу игроков зернового рынка возможность активно развиваться, но при этом она должна быть стимулирующей для развития животноводства. Эту золотую середину и призвано искать государство в лице министерства. И как только цена на зерно начнет отклоняться от этой планки вверх или вниз, государство должно предпринять зерновые интервенции: либо для того чтобы спасать зерновой рынок, либо чтобы спасать животноводов и производство комбикормов.
Что касается ситуации, при которой внутренняя цена превышает внешнюю, то, на мой взгляд, это первый звонок, сигнал для государства, которое должно подумать: так ли все хорошо в его экономике? Потому что если сельхозпредприятия не простаивают, работают по передовым зарубежным технологиям, и при этом все равно не могут дать продукт по конкурентоспособной на мировом рынке цене - то, значит, что-то происходит не так. Либо чиновники слишком много берут взяток, либо инфраструктура в стране слишком дорогая, либо влияют другие факторы. В таком случае государство должно предпринимать какие-то меры.

- Некоторые издания полагают, что ориентация зерновых компаний на экспорт не способствует развитию российского агропрома, и нужно развивать внутреннюю переработку зерна. Ваше мнение?
- Как я уже сказал, надо следить за тем, чтобы экспорт не мешал развитию животноводства. Нельзя допускать ухода зерна на экспорт, если его в состоянии потребить собственные животноводческие хозяйства. Государство должно вовремя переключать стрелки в движении зерновых потоков, и у него в распоряжении есть много рычагов для этого.

- В последнее время много говорят о развитии экспорта в сторону Юго-Восточной Азии. Но при этом трейдеры жалуются на нехватку портовых мощностей на востоке страны и на высокие ж/д тарифы на перевозку зерна. Есть ли оптимальное решение в этой ситуации?
- Юго-Восточная Азия - это очень перспективное направление для развития нашего экспорта. И роль государства заключается, в первую очередь, в создании портовой инфраструктуры и в установлении льготных железнодорожных тарифов на перевозку зерна. У нас огромная страна, с большими энергоресурсами, и мы должны найти у себя возможности для установления льготных условий для внутреннего передвижения товаров, иначе страна когда-нибудь просто экономически развалится.
И еще одна важная тема, о которой сегодня должно подумать государство - это наличие вагонов-зерновозов. По оценкам экспертов, если в ближайший год-два правительство не предпримет стимулирующих шагов в этом направлении, то у нас через несколько лет просто не останется этих вагонов, так как у них есть жесткий срок эксплуатации, и он скоро закончится. Правительство и министерство должны подтолкнуть логистический бизнес - транспортные компании, перевозчиков, саму железную дорогу или кого-то еще - заняться производством новых зерновозов.