На вопросы IDK.ru ответил депутат Государственной Думы, основатель
аграрной группы компаний "Белая дача" Виктор Семенов. Он
прокомментировал ситуацию на российском зерновом рынке.
- Как утверждают аналитики, урожай зерновых в текущем году будет меньше, чем в прошлом (около 80 млн тонн). Достаточно ли будет этого количества зерна для обеспечения потребностей российского рынка, и какую долю из него можно отправить на экспорт?
- На мой взгляд, этот урожай является достаточным для того, чтобы обеспечить и внутренние потребности и экспортную составляющую порядка 15 млн тонн. Его будет достаточно не потому, что мы очень хорошо работаем и производим много зерна. А потому что в 90-е годы в результате пагубных реформ было уничтожено почти все отечественное животноводство, а оно являлось крупным потребителем зерна. Эта ситуация позволяет сохранять экспорт зерна даже при таких невысоких показателях урожайности, какие имеют сегодня российские хозяйства.
- Фермеры и колхозники любят говорить о "справедливой цене" на зерно, которая, по их расчетам, должна сегодня составлять около 6000 руб./т. Фьючерсные же контракты на пшеницу 3 класса сегодня заключаются по ценам в пределах 5000 руб./т. Что должно делать государство для регулирования рынка зерна в условиях, когда внутренняя цена в России на него превышает зарубежную? Как и когда нужно проводит зерновые интервенции, чтобы регулировать ситуацию?
- Я сейчас не готов обсуждать, какая цена за зерно будет справедливой - 5000 руб. или 6000 руб. Но считаю, что одна из самых главных задач Минсельхоза - это определение такой справедливой цены, которая бы давала подавляющему числу игроков зернового рынка возможность активно развиваться, но при этом она должна быть стимулирующей для развития животноводства. Эту золотую середину и призвано искать государство в лице министерства. И как только цена на зерно начнет отклоняться от этой планки вверх или вниз, государство должно предпринять зерновые интервенции: либо для того чтобы спасать зерновой рынок, либо чтобы спасать животноводов и производство комбикормов.
Что касается ситуации, при которой внутренняя цена превышает внешнюю, то, на мой взгляд, это первый звонок, сигнал для государства, которое должно подумать: так ли все хорошо в его экономике? Потому что если сельхозпредприятия не простаивают, работают по передовым зарубежным технологиям, и при этом все равно не могут дать продукт по конкурентоспособной на мировом рынке цене - то, значит, что-то происходит не так. Либо чиновники слишком много берут взяток, либо инфраструктура в стране слишком дорогая, либо влияют другие факторы. В таком случае государство должно предпринимать какие-то меры.
- Некоторые издания полагают, что ориентация зерновых компаний на экспорт не способствует развитию российского агропрома, и нужно развивать внутреннюю переработку зерна. Ваше мнение?
- Как я уже сказал, надо следить за тем, чтобы экспорт не мешал развитию животноводства. Нельзя допускать ухода зерна на экспорт, если его в состоянии потребить собственные животноводческие хозяйства. Государство должно вовремя переключать стрелки в движении зерновых потоков, и у него в распоряжении есть много рычагов для этого.
- В последнее время много говорят о развитии экспорта в сторону Юго-Восточной Азии. Но при этом трейдеры жалуются на нехватку портовых мощностей на востоке страны и на высокие ж/д тарифы на перевозку зерна. Есть ли оптимальное решение в этой ситуации?
- Юго-Восточная Азия - это очень перспективное направление для развития нашего экспорта. И роль государства заключается, в первую очередь, в создании портовой инфраструктуры и в установлении льготных железнодорожных тарифов на перевозку зерна. У нас огромная страна, с большими энергоресурсами, и мы должны найти у себя возможности для установления льготных условий для внутреннего передвижения товаров, иначе страна когда-нибудь просто экономически развалится.
И еще одна важная тема, о которой сегодня должно подумать государство - это наличие вагонов-зерновозов. По оценкам экспертов, если в ближайший год-два правительство не предпримет стимулирующих шагов в этом направлении, то у нас через несколько лет просто не останется этих вагонов, так как у них есть жесткий срок эксплуатации, и он скоро закончится. Правительство и министерство должны подтолкнуть логистический бизнес - транспортные компании, перевозчиков, саму железную дорогу или кого-то еще - заняться производством новых зерновозов.
Государство должно подстраховать зерновой рынок
- Просмотров: 2560