Российская промышленность лежит на дне, но производство мяса не падало даже на пике кризиса

Российская промышленность лежит на дне, но производство мяса не падало даже на пике кризиса

Российская промышленность лежит на дне. Но среди 117 ее секторов есть десяток растущих, обнаружили исследователи.
Число растущих секторов стало сокращаться в марте 2008 г., но до осени Росстат этого почти не замечал: секторы, доминирующие в промышленности, продолжали расти.
К январю число растущих секторов сократилось до 10, а их доля в добавленной стоимости промышленности составляла всего 3,7%, посчитал замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. В апреле росли 12 секторов, доля которых составила уже 7,4%, в мае — 11 с суммарной долей в те же 7,4%.
«Зеленые ростки» промышленности пока слишком робки. В апреле и мае, когда спад составил соответственно 16,9% и 17,1%, они затормозили его лишь на 0,35 и 0,29 процентного пункта, так что пока никакого перелома в промышленности не произошло, считает Миронов. Но пик кризиса пройден: если в I квартале признаки жизни подавала только пищевая промышленность, с апреля к ней стали присоединяться секторы из других отраслей.
Самый крупный из растущих секторов — производство нефтепродуктов, выпуск выше прошлогоднего второй месяц подряд: в апреле — на 0,7%, в мае — на 3,7% (к такому же месяцу 2008 г.). Главная причина — рост цен на нефть, объясняет Денис Борисов из «Солида»: средняя цена барреля Urals выросла с $44,8 в марте до $48,5 в апреле и продолжила расти. При цене выше $45 нефтепереработка становится прибыльной, говорит Борисов: «Сейчас нефтепереработчики получают маржу в $3-6 с каждого барреля». Лидеры нефтяной отрасли — «Лукойл», «Роснефть», ТНК-BP, суммарная доля которых в нефтедобыче примерно 56%, — в этом году нарастят объемы добычи на 1-3% (в прошлом году добыча снижалась), ожидает Борисов, каждая из этих компаний примерно половину добытой нефти отправляет на переработку, и, если не произойдет существенной коррекции цен, выпуск нефтепродуктов продолжит расти. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), физические объемы экспорта нефтепродуктов за четыре месяца выросли на 8,8%.
Производство мяса и мясопродуктов не падало даже на пике кризиса. Сектор растет за счет выпуска мяса птицы, говорит экономист ЦМАКП Владимир Сальников: в мае он вырос на 12%, а мяса в целом — на 3,1%. Этот рост — следствие господдержки и инвестиций предыдущих лет, говорит руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Отечественные производители мяса птицы за 2003-2008 гг. нарастили долю на рынке с 35% до 65%. С начала года физические объемы импорта мяса, по данным ФТС, сократились на 34-36%.
У импортеров трудности с пополнением оборотного капитала, объясняет Юшин, а эффект девальвации был компенсирован снижением мировых цен на 15-20%.
Доля импорта продолжит сокращаться, прогнозирует Юшин, но будет ли устойчивым рост выпуска российской продукции — зависит от доступности новых кредитов. За март — май в целом выпуск в секторе стагнирует, указывает Сальников.
Производство чемоданов и сумок из кожи, в мае выросшее на 50%, на самом деле снижается, рост сегменту обеспечили кожаные папки (их выпустили больше в 5,2 раза), обнаружил Сальников. Сегмент слишком мелкий, не исключено, что статистика ошиблась, полагает он: «Вряд ли производство папок — флагман импортозамещения».
Если кто и выиграл от девальвации, так это производители обуви: с февраля рост выпуска уже перекрыл спад прошлого года. Гендиректор Российского союза кожевников и обувщиков Александра Андрунакиевич говорит, что помогло массовое закрытие фабрик в Китае, доля которых на российском рынке обуви достигала 85%. Импорт обуви в мае снизился на 13%. Андрунакиевич жалуется на банки: «Для обеспечения по кредиту требуют не только имущество предприятия, но и имущество руководителя и его семьи, ставки ниже 19% не найти, длинных кредитов на техническое переоснащение нет».
В сегменте изделий из бумаги и картона растет выпуск предметов санитарно-гигиенического назначения, хотя рост и замедлился с 22% в сентябре до 10% в мае. Рост — следствие проектов по импортозамещению, объясняет Сальников: Сясьский ЦБК в Ленинградской области к ноябрю завершил установку линии по производству туалетной бумаги и бумажных полотенец, Svenska Cellulosa в декабре открыла такое производство в Тульской области.
Выпуск мыла, косметики, парфюмерии до осени 2008 г. стагнировал, потом упал, сейчас его объемы на 10-12% выше прошлогодних. Этой отрасли тоже помог кризис, думает Сальников. ФТС фиксирует падение импорта товаров сегмента на 16-25%. Парфюмерия и косметика — лучшие антидепрессанты, их потребление почти не снижается, есть даже специальный «индекс губной помады», объясняет вице-президент «Старой крепости» Анна Дычева-Смирнова: в кризисы ее продажи растут.
Еще один стабильный «росток» — производство растительных и животных масел, выпуск которых несколько месяцев ставит рекорды. В прошлом году был рекордный урожай маслосемян, объясняют рост эксперты «Совэкона», цены резко сократились. На мировом рынке с начала сельскохозяйственного года (июль) цены на подсолнечник упали на 32%, на внутреннем рынке с пика в апреле 2008 г. — почти на 60%. Отечественное растительное масло занимает более 90% рынка, растет экспорт. Физические объемы экспорта продовольствия за январь — апрель превысили прошлогодние в 4,3 раза за счет пшеницы, ячменя, рыбы и растительного масла, стоимостные — выросли в 2,3 раза.
Ведомости

Последние новости