Ценовой бумеранг

Ценовой бумеранг

Попытки "обуздания" потребительских цен оборачиваются резким падением рентабельности производителей продовольствия, особенно сельхозсырья.
По оценкам региональных отраслевых министерств 30 субъектов Федерации, к концу мая превышение в России розничных цен над закупочными по отечественной продукции и товарам из стран СНГ достигает как минимум 270%. Особенно ярко проявляются такие "ценовые ножницы" на продуктах сельского хозяйства и пищевых отраслей. Причем, на 70% ассортимента этих товаров цены уже который год формируют посреднические структуры, непосредственно обслуживающие торговые сети. Поэтому на пороге нулевой рентабельности или ниже его ныне оказалось производство минимум 40% совокупного ассортимента продуктов сельского хозяйства и пищевой промышленности в России и до 25% - в тех же отраслях стран СНГ (для которых российский рынок остаётся основным направлением экспорта).
По оценке экспертов, "ценовые ножницы" прежде всего в секторе товаров массового потребления постоянно растёт ввиду инфляции, кризиса и обесценивания рубля в отношении большинства иностранных валют. Поэтому быстро падает рентабельность производства всё большего ассортимента потребительской продукции. А высокие транспортные тарифы в экономико-географических условиях России ускоряют падение производственной рентабельности и в сельском хозяйстве, и в пищевых отраслях. Особенно в тех регионах  и отраслях, продукция которых издавна сориентирована на спрос в центрах потребления, отдалённых от производителей.
Если посреднические структуры и торговые сети имеют возможности компенсировать сверхвысокими ценовыми накрутками свои убытки от обесцениваения рубля, то у подавляющего большинства производителей таких возможностей нет. Потому что закупщики-сбытовики либо настаивают на своих рекордно заниженных ценах, либо переходят на залежалые импортные сельхозсырье и готовые продукты. Но в результате падает спрос, из-за чего быстро увеличиваются объемы порчи и выбраковски таких товаров: по оценкам Минсельхоза РФ, региональных агропромышленных и торговых ведомств, в России только из-за завышенных цен общий объем выбраковки-порчи товаров сельского хозяйства и пищевой промышленности, в том числе ближнего зарубежья, к середине мая-2009 увеличился более чем втрое в сравнении с январем-февралем текущего года. Это - сотни миллиардов рублей.
Например, по данным начальника управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края Татьяны Зелениной, "закупочные цены на молоко в крае снижаются, но это негативное явление наблюдается по всей России. Закупочная цена молока в Алтайском крае ныне сегодня от 6,8 до 9,5 руб. за литр. По цене 5,5 руб./литр принимает молоко закупщик, которому молокоперерабатывающее предприятие платит от 6,8 руб. за литр". По данным Т.Зелениной, себестоимость производства алтайских сыров и, например, сухого молока превышает даже закупочные цены на них. Поэтому растут нереализованные остатки и сыра и сухих молочных продуктов.
Поэтому, скажем, в Волгоградской и некоторых других областях вводятся временные директивные моратории на дальнейший рост розничных цен. Во многих регионах население быстро увеличивает объемы закупок продовольствия у непосредственных его производителей, а в приграничных с ближним зарубежьем регионах РФ - у производителей из соседних стран СНГ. Потому что такие закупки дешевле, чем в торговых сетях, особенно городских, минимум на 20%.
Так, по данным минсельхоза Бурятии, в её столице (Улан-Удэ), а также в большинстве районов соседнего Забайкальского края с апреля-мая 2009 г. быстро растут продажи молока и мясных изделий с частных подворий, из-за чего тамошние торговые сети недавно были вынуждены снизить свои молочные и мясные цены на 5-8%. В этой связи частные продавцы переигрывают и переработчиков, которые, при уменьшении собственного сбыта, вынуждены по стабильно высоким тарифам оплачивать "свои полки” в супермаркетах. В качестве ответа на эту тенденцию заводы, посредники и торговые сети в большинстве регионов стали активно заполнять своим дорогостоящим ассортиментом городские ярмарки, но почти в трети субъектов Федерации на таких ярамках - опять-таки, из-за быстрорастущих цен - объемы продаж с апреля-мая стали падать. В пользу закупок, опять же, у непосредственных сельхозпроизводителей.
А по информации минсельхоза Челябинской области, её птицефабрики и молокозаводы на днях подтвердили намерение снизить отпускные цены, чтобы помочь потребителям. "Люди стали меньше покупать продуктов. Поэтому мы тоже снизили отпускные цены, например, на мясо птицы на 10–30%", - отмечает гендиректор Аргаяшской птицефабрики Евгений Наруков. По данным дирекции Челябинского городского молочного комбината, это предприятие тоже снижает отпускные цены – за счёт рентабельности, сокращением отходности и, как и другие молокопереработчики, - снижением закупочных цен на сырьё и полуфабрикаты. Однако последнее ускоряет падение рентабельности местного молочного животноводства.
Иными словами, производители сельхозсырья вместе с переработчиками и потребителями оказались в ценовом отношении весьма зажаты. Но тенденцией является и то, что розничные покупки многих видов сельхозпродукции, повторим, растут у непосредственных её производителей.
Алексей Чичкин
Источник – журнал «Аграрное обозрение», июнь-июль 2009 г.