Россию на протяжении последних нескольких столетий терзал земельный
вопрос, вскрываясь незаживающей раной во время смуты, революций и
реформ. Вот и в начале 1990-х Борис Ельцин решил осчастливить
российских крестьян, выдав каждому светло-розовый земельный ваучер.
Формальный. Превратить его в реальный кусок земли был призван новый
этап, начатый согласно букве закона «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения», для чего земельный пай необходимо
было выделить в натуре. Срок выделения почему то оказался ограниченным,
причем процедуру выделения, оформления и регистрации прав доходчиво
объяснить народу власти почему-то постеснялись.
Хотели как лучше
Нынешний земельный ажиотаж, как информируют российские СМИ, спровоцирован именно сроками и действующим законодательством - к январю 2009 года крестьянин либо должен зарегистрировать в собственность свой земельный пай, выложив за это десятки тысяч рублей, либо государство его навсегда изымет как невостребованный.
Зная это и боясь не получить за свой кусок земли вообще ничего, крестьяне массово сбывают свои наделы. Правда, в межрайонном отделе управления Роснедвижимости нас заверили, что даже в случае, если гражданин не успевает выделить и оформить свой пай к январю 2009-го, ничего не произойдет, то есть государство землю не отнимет. Однако ни представители Роснедвижимости, ни другие чиновники, «завязанные» на вопросах с землей, в средствах массовой информации объяснить это народу особо не стараются. Все это стало причиной зарождения в людских умах разного рода подозрений насчет реальных целей установления временных рамок.
Выступая на заседании Госсовета по данному вопросу в апреле 2002 года министр сельского хозяйства А. Гордеев заявил, что закон «Об обороте земель сельхозназначения» должен создавать реальные условия для поддержки агропромышленного сектора российской экономики, развития сельских территорий, обеспечить единство интересов граждан, сельхозтоваропроизводителей и государства.
Считалось, что благодаря закону в село потекут деньги. Деньги пошли, причем наличные. Этому моменту (как специально) предшествовали десять лет так называемых реформ, доведших сельское население до полной нищеты. Именно по нищете своей земельные доли сельские жители отдают до сих пор всем, кто обращается с подобным предложением, соглашаясь на любую цену.
Да я за семейные ценности мать продам
Иногда просто зло берет! Бабушки, которые землю идентифицируют не иначе как Матушку, отдают свои куски за пару тысяч рублей. Нет, одиноких, обманутых много раз, бабушек, собирающих деньги на похороны и «черный день», понять легко. Но на такие же деньги соглашаются и вполне молодые семьи, имеющие и силы, и домашнее хозяйство! Зачем?
Оказывается, все довольно просто. Формы работы, то есть обрабатывания сельских жителей для достижения своих целей, представляют собой широкий спектр от банального предложения денег до массового развешивания на уши лапши в виде обещаний и даже запугивания. На сайте www.zahvat.ru можно встретить интереснейшие советы, как простимулировать местных крестьян быстрее расстаться с собственными паями: «Лично я, когда проводил скупку, делал упор на то, что мы скупаем с целью создание СПК, что мы поддерживаем нацпроект по развитию сельского хозяйства, параллельно проводилась агитация за то, что если сейчас не продашь, другие не придут. Ну и конечно нельзя забывать о ФЗ «О землях сельхозназначения», точнее о том, что если земля не обрабатывается более 3-х лет, то она подлежит возврату государству. На это они ведутся достаточно хорошо, мы проводили скупку с количеством пайщиков в 940 человек за четыре выходных», «Пообещайте им рабочие места на этой самой земле», «Толкните легенду в массы, объясняя причины приобретения паев, - типа поднять колхоз, сеять рапс, добывать биотопливо из навоза. Сгодится все, только не упоминайте про коттеджи - они этого не любят», «Выходите на главу сельской администрации. Если его позиция сильна - скупка будет проходить за дни. Найдите тех, кого люди будут слушать... Можно сделать много, дорого и не в тему, а можно напрячь «старосту» и сделать все через него. Найдите одного-двух человек, заинтересуйте их – дайте по 10%, остальное - дело техники...»
Способствовало сговорчивости крестьян, особенно в начале процесса, и то, что пионерами скупки земельных долей стали некоторые председатели сельхозпредприятий и члены их семей, совершенно случайно оказавшиеся работниками земельных комитетов, бюро технической инвентаризации и т.п.
«Отец его понять не мог и земли отдавал в залог»
Первыми, конечно, выделялись паи на побережье живописных озер, и теперь всемирная паутина пестрит предложениями земельных участков, не упоминая, впрочем, что это земли сельхозназначения.
Как нам кажется, первая волна скупки паевых земель была связана именно с возможностью продать наиболее привлекательные участки под строительство загородных домов и дач, тем более наши места снискали популярность у москвичей и жителей Мурманска. Одним из наиболее крупных покупателей стала группа компаний «Тор». «Изъяв» у местных жителей их по сути излюбленное место отдыха, представители компании дабы возместить, по их словам, нанесенный моральный ущерб, решил отстроить муниципальную зону отдыха, но не нашел понимания у части жителей. Не смотря на это, бизнесмены оказали и оказывают по сей день помощь местной школе, детскому саду и т.д. Конечно, при этом, по некоторым сведениям, они преследует и свою цель – изменить назначение земли, переведя ее в земли поселений, но пока, как говорят, безрезультатно. Дело в том, что группа компаний «Тор» - портфельный инвестор, занимающийся в частности девелоперовскими проектами, строительством коттеджных поселков.
Противоположный, можно сказать, пример - пример реальных инвестиций в сельское хозяйство - действия ЗАО «Великолукский молочный комбинат». Объявив о начале масштабного строительства 4-х мегаферм на юге области, агрохолдинг «Слактис», созданный на базе ВМК, также начал приобретать земельные доли. Только в Куньинском районе было скуплено около 200 паев. Крестьянам заплатили по 5 тысяч рублей за каждый пай размером 6,6 га. Поначалу речь шла лишь о приобретении 3-х земельных паев под сам животноводческий комплекс на 1200 голов. Можно, конечно, понять желание при таком планируемом поголовье взять в собственность больше земли. Но вот для газеты «Аргументы и факты» президент крупного АПК заявил, что «для агрокомплекса лучше взять землю в аренду. По такой схеме при неблагоприятной ситуации на рынке сельхозпродуктов от нее можно быстро избавиться. А простаивать земля не должна. Поэтому те, кто сейчас так бойко скупает землю, скорее всего, ее перепродадут».
Примерно такой путь избрали при создании несколько лет назад достаточно уже известного ООО «АПК «Стойленская нива» (объединяющего растениеводческие и животноводческие хозяйства в Белгородской, Тамбовской, Воронежской и Ростовской областях) - свои 4-гектарные наделы колхозники вносили в уставной капитал агрохолдинга. Одновременно с каждым пайщиком заключается договор на пожизненную ренту за использованную землю из расчета шесть центнеров зерна в год с возможностью получить деньгами и правом передачи рентного использования по наследству.
В нашем же случае беспокойство местного населения вызывает и тот факт, что, несмотря на мощную информационную PR-кампанию о завершении строительства мегаферм в ноябре текущего года, на данный момент мегаферма в Куньинском районе представляет собой яму под фундамент и 4 силосных траншеи. И все же жители района надеются, что это – временные трудности. По крайней мере, техника агрохолдинга – на полях, кормозаготовка прошла в целом неплохо, завершен сев озимых. А говоря о целях скупки «Слактисом» земли, большинство сходится на мнении, что выкупленные паевые земли и активы вошедших в холдинг кооперативов были нужны в качестве залога для получения кредита. Как пишут российские СМИ, скупать земли, чтобы под их залог брать кредиты, - одна из самых распространенных целей приобретения. Однако важно отметить, что агрохолдинг свои проекты реализует успешно и крестьянам за отданную землю не обидно.
Не корысти ради
Хорошо или плохо, но со временем в «земельный бизнес» с головой бросились все: те, кто раньше занимался сбором металлолома и лесом, депутаты, гости из Москвы и Санкт-Петербурга, директора предприятий области. Некоторые из них по старинке травят байки про возрождение сельскохозяйственного производства на выкупленных землях, другие же честно признаются, что оформляют землю с целью перепродажи. Кого-то манит риск и возможность неплохо заработать, другие приобретенными земельными владениями ублажают собственное самолюбие – сегодня, оказывается, модно быть помещиком.
Поэтому в наши дни захват земли по определению, предложенному на сайте www.zahvat.ru, - любимые рейдерские развлечения на пленере: «Рейдерский захват земли (недружественное поглощение) - это купить большое поле (можно лес) и поделить на маленькие клетки для дачного строительства. И продать!.. Земля колхозов в этом десятилетии - главный объект слияний и поглощений в России».
Дело дошло до абсурда: в одной из волостей Куньинского района к операциям с земельными паями подключился священник. Юрист, представляющая его интересы и непосредственно занимающаяся выделением крестьянских паев, на вопросы о целях скупки земельных долей отказалась отвечать наотрез. Кстати, в газетных объявлениях, поданных ею, впервые отсутствует строка о целях выделения земли (для создания крестьянского (фермерского) хозяйства или для ведения личного подсобного хозяйства).
advisers.ru
Зачем вам, поручик, чужая земля?
- Просмотров: 3656