С завершением осенней страды во многих регионах России вновь
разгораются споры о земле. И эта полемика, переходящая порой в
"мордобитие" и судебные разбирательства, будет длиться до тех пор, пока
в стране окончательно не решится земельный вопрос - один из главных и
судьбоносных вопросов в России.
Попытаемся разобраться в ситуации, складывающейся в стране с землями сельхозназначения - увы, ясности в данном вопросе, несмотря на заявления Федеральных властей и того же Минсельхоза, до сих пор нет, несмотря на горы документов, рекомендаций, установок и постановлений.
Сложность проблемы подтвердило и недавнее заявление Премьер-министра российского Правительства Владимира Путина, который сказал на встрече с руководителями Аграрной партии, цитирую: "Надо посмотреть, как развязать этот узел с паями, удовлетворить интересы людей, не обмануть эти интересы и одновременно создать эффективные условия для развития сельского хозяйства". И еще: "Паи есть на бумаге, а в реальности ничего нет. Вокруг земельных паев крутятся жулики разные, скупая их с целью перепродажи".
А вот мнение главы Мордовской Республики Николая Меркушкина, высказанное тоже совсем недавно на заседании Прокуратуры и Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Республике Мордовия. Руководитель региона откровенно признал: "Оборотистые дельцы готовы сделать предметом спекуляции земли сельскохозяйственного назначения, и в этой ситуации профилактическая работа со стороны прокуратуры должна стать надежным заслоном на пути реализации преступных замыслов".
Далеко не случайно в соответствии с указанием Генерального прокурора России органы прокуратуры сейчас отслеживают все сделки с землей. Надзорная практика показывает, что количество нечистоплотных сделок растет как снежный ком. Лица, не имеющие к земле никакого отношения, оформляют ее на инвалидов и других подставных граждан. Это делается для того, чтобы в последующем нельзя было отсудить право на земельные паи, но можно было использовать их для личного обогащения.
К чему приведет скупка земель сельскохозяйственного назначения людьми, далекими от сельхозпроизводства, нетрудно догадаться. Вполне может случиться, что земля у новых собственников "ляжет на полку", как товар на складе, в ожидании выгодных перепродаж. А в том, что земля - как товар, вещь ликвидная, теперь уже ни у кого не вызывает сомнений, даже у россиян. По разным оценкам, суммарная кадастровая стоимость всех земель Российской Федерации составляет от 23 до 25 триллионов рублей. Но цифра эта, безусловно заниженная, потому как земля - бесценна.
Конечно, в отличие от экономически развитых стран Россия далека от потенциального предела продуктивности своего сельского хозяйства, достичь или приблизиться к которому она сможет лишь за счет поднятия технологического и технического уровней производства. Но надо иметь в виду, что имеющиеся агроклиматические ресурсы позволяют России увеличить среднюю урожайность пшеницы до 2,5 т/га (что сопоставимо с аналогичными показателями Канады и США) и составить серьезную конкуренцию на мировом рынке зерна. Россия относится к числу немногих стран, которые могут производить зерновые в значительных товарных и экспортных объемах. Но, несмотря на свой потенциал, Россия сейчас является одним из крупнейших импортеров продовольствия в мире.
Да, сегодня вряд ли кто станет отрицать, что Россия имеет все предпосылки стать крупнейшей зерновой державой. И в последние годы, благодаря благоприятной конъюнктуре мирового рынка, у страны появились реальные возможности для наращивания экспорта и развития АПК. Правда, для этого требуется получать стабильные по количеству и качеству урожаи, стремясь при этом минимизировать себестоимость продукции. Впрочем, для достижения этой цели Россия является самодостаточной страной по всем видам необходимых ресурсов: земельным, энергетическим, трудовым.
Понятно, что при такой перспективе вопрос о земле становится чрезвычайно актуальным. Кто будет владеть землей, тот и будет править балом.
Еще в 2002 году, когда Госдума России обсуждала Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", министр сельского хозяйства Алексей Гордеев говорил, что земля у нас уже давно реально продается и покупается - с тех пор как в начале 90-х годов почти 12 млн селян наделили земельными паями. Но пока нет единого цивилизованного закона, регулирующего такие сделки, многие из них оказываются теневыми, процветают махинации дельцов и взяточничество чиновников. А обманутыми часто остаются простые крестьяне.
С тех пор минуло шесть лет, и ничего практически не изменилось. Формально 90 процентов пашни в России находится сегодня, вроде бы, в частных руках, реально же лишь треть сельчан - землевладельцев может показать документы на землю, да и вообще саму землю. До сего дня после принятия Земельного кодекса, закона об обороте сельхозземель колхозные угодья в большинстве своем лишь виртуально поделены на земельные доли, бывшие колхозники в глаза не видели свои паи. Многие продают их. В результате, число так называемых "агробаронов", скупающих паи за бесценок, прибавилось.
Кто-то склонен считать, что владельцы полей землю с собой не заберут, за границу не вывезут. Что, вложив средства, они вынуждены будут с этой землей работать. В крайнем случае, бизнесмены будут "лишнюю" землю продавать или сдавать в аренду.
Как бы не так. Вот что говорит по этому поводу, уже сегодня, министр Алексей Гордеев: "До 41,5 млн гектаров сельхозугодий, в том числе 15миллионов га пашни, не используются. Специфика состоит в том, что сельхозпроизводители используют земли, находящиеся в общей долевой собственности, на условиях аренды. Конечно, было большой исторической ошибкой поделить сельхозземли на земельные доли. В итоге это создало массу трудностей как для владельцев долей, так и для пользователей этих земель"
Спрашивается, зачем делили?
Парадоксально, но факт: более 49 тысяч действующих фермеров в России, то есть тех, кто любит и возделывает землю, на сегодня ей не обладают. В сфере земельных отношений, по заявлению президента АККОР Николая Плотникова, царят полная анархия и коррупция. В Воронежской области тысячи гектаров черноземов скуплены через подставных лиц гражданами других стран. Причем по смехотворным ценам - 100 долларов за гектар лучшей в мире земли.
Не случайно тот же Алексей Гордеев на заседании коллегии Минсельхоза, где рассматривалась концепция системы земельно - ипотечного кредитования, сказал с озабоченностью: "Нам необходимо срочно внести все законодательные изменения уже в сентябре, чтобы не последовали более сложные социально - политические процессы. Тот, кто на земле работает, должен иметь явные преимущества, даже над собственниками земли".
По логике и здравому рассуждению земля должна быть сосредоточена в руках тех, кто работает более эффективно. Ведь не зря же академик Терентий Мальцев говорил: "Земле нужен хозяин и хозяин преданный".
Вопрос: могут ли стать такими хозяевами крупные субъекты предпринимательства - агрохолдинги?
За шесть лет число их выросло в десять раз. (Было двадцать - стало двести). Институт конъюнктуры аграрного рынка оценивает площадь пашни под контролем этих самых двухсот частных агрохолдингов в 11,5 млн га. Но означает ли это, что отечественное сельское хозяйство стало превращаться из убыточной отрасли в нормальный, прибыльный бизнес?
Да, в село пошли инвестиции и менеджеры, которые хотят и умеют работать в новых условиях. Правда, кто-то считает коммерциализацию АПК гибельной для села. И в этом есть резон, ибо народ сельский не привык к жесткой прагматике рынка. Например, в Республике Татарстан более 300 тысяч владельцев земельных паев отдали свои доли в аренду по договорам. Площадь таких земель составляет в республике 1,7 млн гектаров. Естественно, что каждый пайщик надеется, что арендаторы выполнят взятые на себя обязательства. Но выполняют ли?
Чаще всего, как свидетельствуют факты, дело ограничивается небольшой подачкой в виде нескольких мешков с зерном, да небольшим возом сена. Вот и вся плата за земельный пай. В результате региональный Минсельхозпрод отмечает заметное уменьшение поголовья КРС и овец у населения, что напрямую связано со слабой помощью в обеспечении кормами. И, прежде всего, со стороны инвесторов, которые ведут на паевых землях свой сельскохозяйственный бизнес.
Недавно, например, сообщалось, что населением получено от сельхозпроизводителей и крестьянских фермерских хозяйств 210 тысяч тонн сена, что составляет на одну условную голову скота около 7 центнеров, а необходимо не менее двух тонн. В некоторых районах фактические владельцы земли получили от арендаторов за свои паи по 300 кг сена на 1 голову скота.
Смешно?!
А вот в Чистопольском районе приход инвесторов считают благом. Расчетливый частный бизнес привел структуру площадей под зерновыми в соответствие с потребностями животноводства и интересами сельскохозяйственного бизнеса. Зерновой клин района в последние десять лет увеличился почти на 6 тысяч гектаров. Выбор сельхозкультур для посева опять же определяется экономическими интересами, традициями и возможностями. В ООО "Закамье-Агро", например, заключили долгосрочный договор с компанией "Красный Восток", взяли курс на выращивание пивоваренного ячменя, каждая тонна которого сегодня реализуется по 7-8 тысяч рублей. Возделывается он здесь на 1500 гектарах, и с каждого из них намолачивают более 40 центнеров.
В ООО "Кутлушкино" на значительных площадях стабильно получают высокие урожаи продовольственной пшеницы, которая на каждом гектаре дает в среднем доход более 15 тысяч рублей при затратах 8 тысяч, то есть рентабельность составляет почти 50 процентов. В ООО "Юлдуз" занимаются выращиванием и реализацией элитных семян пшеницы и других культур. Если цена каждой тонны продовольственной пшеницы сейчас не превышает 5 тысяч рублей, то стоимость элитных семян - 12-15 тысяч. На значительных площадях выращивается там и высокодоходный рапс.
То есть, действующие и создаваемые повсеместно агрохолдинги могут "делать погоду" и на зерновом, и на мясном, и на молочном рынках? Вполне может быть, хотя многие эксперты считают, что сельскохозяйственные производственные кооперативы, как форма хозяйствования на земле, более близка и приемлема для жителей сел и деревень. Для родного СПК крестьянин не пожалеет пая, а вот отдать неизвестному коммерсанту - бизнесмену еще подумает. Хотя реальная картина такова, что многие сельчане уже расстались со своими паями, причем за бесценок. Устоявшейся цены на землю в стране нет, да и не может быть. Она очень разная, эта цена. В Переволоцком районе Оренбуржья, например, стоимость земельного пая - а это 12 га, составляет 6 тысяч рублей. В то же время упорно ходят слухи, что землю в районе активно скупают богатые фирмы явно с иностранным капиталом. Они предлагают за пай уже 36 тысяч рублей.
В Псковской области цена одного пая составляет около 1000 рублей. В окрестностях одного из духовных центров страны - Дивеево Нижегородской губернии, по оценкам экспертов, земельный пай, в среднем это почти 10 га, может стоить от 250 до 500 тысяч рублей. Но скупают их за 5- 10 тысяч рублей.
А вот в Боровском районе Калужской области уже совершенно другой разбег цен на землю сельскохозяйственного назначения. Здесь за земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства у деревни Юрково площадью 39 500 кв.м., просят уже не копейки, а 3 млн рублей.
Еще выше цена на землю в пригородах крупных городов. Если еще год назад в пригороде Красноярска можно было купить 10-12 гектаров пашни за 10 тысяч рублей, то теперь счет идет на миллионы.
Народ о ценах на землю узнает быстро, в основном по слухам, и начинает волноваться - а где же мой пай?! Теперь люди хотят иметь не только государственное свидетельство о праве собственности на земельную долю, но и реальную землю. А для этого надо пройти кадастровый учет, размежевать единый "клин" на доли. Чтобы это сделать, необходимо всех пайщиков собрать, договориться, кому какой участок земли отходит. И тут начинаются споры... А под шумок - тихо и незаметно - в России появляются латифундисты - владельцы огромной, в тысячи гектаров, земельной собственности.
Была ли в стране возможность цивилизованного решения проблемы? Была. Если вспомнить новейшую историю, то введение рыночного оборота сельхозземель было хорошо прописано еще в Земельном кодексе РСФСР, который подготовило правительство Ивана Силаева в начале 90-х годов. По этому документу такой оборот поэтапно должен был вводиться через 10 лет. Т.е. мы с вами уже давно бы имели частную собственность на землю, основываясь на документе РСФСР.
Но затем правительство Виктора Черномырдина подготовило новый вариант документа. Демократы во главе с Егором Гайдаром выступили со своим - крайне либеральным проектом, где отсутствовали всякие ограничения и контроль за использованием земли. Коммунисты, вдобавок к первым двум вариантам Земельного кодекса, подготовили свой, большевистский документ, где вся земля должна была принадлежать колхозам, а о частной собственности на нее не было и речи.
В результате дело застопорилось еще на несколько лет. И до сих пор проблема земли не разрешилась, даже при наличии нового Земельного кодекса и закона "Об обороте земель сельхозназначения".
Если в начале 90-х годов прошлого века никто не знал, как грамотно и эффективно распорядиться своей долей, то и сейчас никто толком не знает! И все потому, что законы приняты вроде хорошие, но правоприменительной техники нет никакой.
Правда, в прошлом году дело вроде сдвинулось с мертвой точки. Правительство Российской Федерации своим постановлением закрепило за Минсельхозом России функцию контроля за использованием сельскохозяйственных угодий. Президент поручил аграрному ведомству помочь крестьянам провести межевание и оформить свои права. Однако для простых смертных крестьян, ковыряющихся в поле, ситуация ровным счетом не изменилась. Только добавилось уверенности, что уже никогда и не изменится.
Хотя совершенно ясно, как говорит министр Алексей Гордеев, что государственная аграрная политика должна выражать интересы сельхозпроизводителей, а не только тех, кто просто владеет угодьями и зарабатывает на этом. Но для этого государство должно создать стройную систему юридического, не формального права на землю с указанием ее реальной рыночной стоимости. Именно этой процедуры у нас как не было, так и нет
idk.ru
Почем землица?..
- Просмотров: 4009