В XIX веке Россия была одной из ведущих стран, продающих хлеб на
мировом рынке. И исторически сложилось так, что российская хлебная
торговля оказалась в руках предприимчивых скупщиков,
«...заинтересованных лишь в возможном расширении и ускорении своих
оборотов и не придающих особого значения уровню цены...», так как они
зарабатывали на разнице цен между скупкой у производителя и продажей
далее на хлебные рынки России и мира.
Основными производителями хлеба в России тогда были крестьяне, «...обремененные различными платежами, и землевладельцы, задолженные и имеющие недостаток в оборотных средствах». Ждать выгодную цену они были просто не в состоянии и продавали все скупщикам почти сразу же по окончании сельскохозяйственных работ. Мелкие скупщики, вдоволь натрудившись за дождливую осень и снежную зиму, в свою очередь перепродавали товар более крупным - конкретно в нашей губернии купцам симбирским, самарским, казанским и другим. Купцы, занимавшиеся крупной оптовой торговлей, перепродавали хлеб в том числе и за границу.
Небольшая историческая справка - хлеб из нашего региона отправляли в основном двумя путями. Длительное время наиважнейшим (в смысле наиприбыльнийшим) водным путем для хлеба Симбирской губернии была Сура, чья судоходная часть охватывала значительные пространства правобережья губернии.
Вторым, менее важным по объему хлебных перевозок, каналом для нашей губернии была Волга (грузы по ней на хлебную Рыбинскую биржу подходили позже сурских). Грузы по этим рекам перевозили в основном ранней весной в половодье, когда уровень воды хотя бы на некоторое время повышался и появлялась возможность провести большегрузные баржи над коварными мелями, опасными перекатами и прочими препятствиями. В основном из нашего региона хлеб поставляли в Рыбинск, на биржу следующим перекупщикам. Но прежде чем отправить хлеб в дальний путь, заключались крупные сделки на Симбирской сборной ярмарке.
Так, в 1880 году крупнейшие партии хлеба купили купцы Субботин из Самары и Красников из Симбирска.
«Хлеб запродан с Волжских и Сурских пристаней с доставкою в Рыбинск» общим количеством в 3 миллионапудов, то есть в количестве сорока восьми тысяч тонн. Дальнейший путь хлеба из Рыбинска шел в том числе и за границу.
Мир ожидал осеннего появления российского хлеба. Именно в это время происходило сезонное снижение цен, ведь предложение России подчинялось необходимости «...выручить осенью известную сумму денег» (это уже когда появились железные дороги). Вот так...
В чем же заключалась главная проблема того времени? Она была не в крестьянах, исправно растивших хлеб, а в несправедливой организации торговых операций. Скажите мне, почему в XIX веке, как, впрочем, и сейчас, основную прибыль получал и получает не производитель, работавший весь сезон, бравший ссуды и кредиты, а перекупщик, просто дождавшийся удачного момента? Причем этот удачный момент повторялся и повторяется ежегодно осенью? Что, один лишь менеджмент и маркетинг, постоянное стечение обстоятельств?
Как пример правильной организации хлебного производства в словаре Брокгауза и Ефрона приводятся США. Не буду говорить о хрестоматийных истинах - о них уже исписан состав бумаги и маленькая тележка.
Скажу об одном - американская торговля «сложным, широко проводимым расчетом, искусною системою вывоза помогает производителям хлеба продавать его в Европу по возможно наивыгоднейшей цене». И, как итог, появление американского хлеба сопровождалось, в пример России, повышением хлебных цен.
Соответственно, труд фермеров окупался, и они имели возможность наращивать свое производство, использовать последние достижения науки и техники.
С российской же стороны стояли крестьянин со старинными дедовскими технологиями и лошадь, которая тянула в лучшем случае плуг, а как правило - деревянную соху. Скажете, зачем я это пишу? Дело в том, что сейчас ситуация схожа. Машинный парк изношен, цены на расходные материалы тоже немалы для сельского хозяйства. Впору прадедовскую соху брать, если лошади еще есть, или плуг, если его на металлолом не сдали. Вот и приходится продавать за бесценок вымученный хлеб, чтобы хоть как-то держаться на плаву.
Я не собираюсь давать никаких советов. Просто отмечаю факт - даже более чем через сто лет, при огромном материально-техническом,технологическом отрыве от того времени - отношения в сельском хозяйстве все еще те же.
«Симбирский курьер»
Хлебная история 200летней давности
- Просмотров: 3536