Калифорнийские хуторяне

Калифорнийские хуторяне

Калифорнийские хуторяне

В крупнейшем штате США преобладают семейные фермы

     Эта американская провинция считается одной из наиболее продуктивных земледельческих областей в мире. Здешняя среднестатистическая ферма хозяйствует обычно на землях площадью от нескольких сотен до нескольких тысяч гектаров; количество выращиваемого одним фермером скота, как правило, равняется тысячам голов. Такой масштаб производства возможен не только благодаря благоприятным климатическим условиям, отчасти подобным погоде, характерной для юга Европы, но и, прежде всего, потому, что столь обширные земельные участки расположены на прекрасной равнинной местности, что предполагает максимальное использование всех доступных средств механизации.

</o:p>

Кооперативы тут не в чести

Калифорнийское земледелие представляет собой значительную часть местной экономики; гости из Европы, которые заворачивают сюда на огонек, подчеркивают, что деятельность здешних аграриев протекает в условиях действительно свободного рынка с минимумом регулирования. Сами местные фермеры признаются, что большинство мер в интересах общества государство решает с помощью налоговой политики, и потому американцам не требуется бюрократия европейского размаха.

Абсолютное большинство ферм находятся – вне зависимости от величины – в собственности отдельных лиц либо небольшой группы владельцев. Формы разного рода кооперации, исключая оказание взаимных услуг в области механизации, применяются редко. Это особенно характерно для северной части штата. Впрочем, в южной Калифорнии фермеры более склонны к коллективному ведению хозяйства, поскольку это для них выгодно с точки зрения более низких налогов.

Отличаются фермы лишь масштабом и специализацией. Последняя для Америки вообще очень характерна, равно как и стремление довести продукцию до финальной продажной формы с максимальной добавленной стоимостью. Американское правительство делит фермеров на «мелких» и «крупных»; при этом единственным критерием является только величина годового оборота фирмы. Все, что ниже 250 тысяч долларов в год – это фермы «малые». Предприятия также делятся по типу производства – на «обычные» и так называемые «органические» фермы с экологическим уклоном и соблюдением щадящих условий содержания животных.


Сладок перец и горек миндаль

Вот несколько примеров. Скажем, "Педретти Ранчо", комплекс животноводческих ферм в графстве Мерсед. Предприятие возникло в 1939 году; его площадь равна 1600 акрам (примерно 640 га). Семейная ферма (отец-итальянец и двое его сыновей) состоит из двух частей - выращивание скота и производство молока (в среднем до 40 литров с одной коровы).

Овощная ферма Live Oak - тоже семейная, и тоже с богатыми традициями (была основана в 1929 году). Сейчас она принадлежит отцу семейства, его сыну и двум дочерям. Ферма специализируется на выращивании (на плантациях площадью во много сотен гектаров) и переработке овощей - прежде всего, сладкого перца и помидоров. Новый цех оснащен моющей, сортирующей и упаковочной линиями, которые обслуживаются относительно большим количеством персонала (около 350 человек – в основном, сезонные рабочие из Мексики).

Помидоры убираются комбайном, сортирующим плоды по величине и цвету с помощью оптико-электронной техники. Уборка урожая проходит, когда плоды еще зеленые; помидоры потом дозревают на складе с управляемой атмосферой; их экспедируют так, чтобы к месту продажи они были доставлены в определенной степени зрелости. Помидоры поставляются в супермаркеты, а также для производства кетчупов. Сезонное производство достигает примерно 2,2 миллиона 15-килограммовых ящиков помидоров и 0,5 миллиона ящиков сладкого перца. Ферма обеспечивает помидорами США, Японию, Канаду и другие страны.

Almond Farm - так называется садоводческая ферма, специализирующееся на производстве миндаля в садах, раскинувшихся на сотнях гектаров. Выращивание миндаля, по словам хозяина фермы, сейчас - весьма выгодный бизнес. Миндальные деревья максимально плодоносят в возрасте до 25-30 лет; потом они начинают засыхать, и производство перестает быть экономически выгодным; сад быстро выкорчевывается и высаживается снова через несколько лет. Сбыт продукции полностью обеспечивает фирма-переработчик, которая также поставляет ферме молодые деревца. Сбор урожая осуществляет фирма, оснащенная специальной техникой; одно дерево с сухими плодами (миндаль, фисташки) «обирается» за 20 секунд.

Семейная ферма Mendez (Visalia) в ее современной форме возникла в 1985 году. В двух больших ареалах находятся около 30 тысяч телят. На площади в 1000 акров частично производятся корма для них. Деятельность фермы обеспечивает около 120 человек.  Ежедневно сюда от окрестных фермеров привозят примерно 250-300 телят в возрасте нескольких дней. Примерная закупочная цена теленка равна 160 долларам. Процент падежа телят в среднем составляет 4-5%. Молоко для кормления телят свозится от окрестных же фермеров; Mendez имеет свою станцию, на которой это молоко пастеризуется. Ферма также выкармливает быков, ежегодно продавая 19 тысяч голов этого вида животноводческой продукции.

Садоводческая ферма Oranges farm занята прежде всего производством апельсинов. Фермой руководят два брата; один заботится о технологии ухода за растениями, а второй – о сбыте продукции. Площадь садов – примерно 1200 гектаров. Производство апельсинов – круглогодичное. Возраст плодоносящих деревьев достигает 80 лет. Ферма выращивает также манго и яблоки.

Общее количество постоянных работников – около 15, а вот число временных работников, занятых на ручном сборе фруктов, достигает 150 человек (преимущественно мексиканцев, которым платят согласно количеству собранных плодов; если перевести плату на часы, то люди получают здесь до 16 долларов в час).


"Учкудук, три колодца..."

Для области характерна жаркая погода с недостатком атмосферных осадков. Летом здесь дождя нет вообще (что, с другой стороны, тормозит развитие болезней). Калифорния - штат с объемом годовых осадков ниже 400 мм; в сущности, ни одно растение здесь не обойдется без увлажнения. Фермеры жалуются на высокую цену воды. Расходы на орошение одного акра составляют 60-75 долларов. Но альтернативы нет - до 90% потребности во влаге удовлетворяется искусственно.

Система орошения очень хорошо продумана и разработана; ее становой хребет - большие искусственные каналы, созданные на средства государства. В сельскохозяйственных областях они разветвляются на более мелкие, а к отдельным участкам вода поступает по трубам. Отсюда воду или качают насосом, или доставляют прямо к корням выращиваемых растений (прежде всего в садах и на овощных плантациях; система подземного капельного орошения размещена в среднем на глубине 14 дюймов). Меньше всего в Калифорнии используется классический полив сверху; чаще всего его практикуют, например, при выращивании салата.

Земледелие в самом западном штате США благодаря быстрому внедрению современных технологий носит очень интенсивный характер. Достаточно сказать, что Калифорния производит 350 самых разных видов сельхозпродукции. Вода определяет и ассортимент производства: например, для пшеницы главное – именно обеспечение подачи значительного количества воды, и потому эта зерновая культура на расстоянии более 80 километров от берега океана имеет низкую рентабельность.

Один насос с фильтрационной станцией увлажняет почву на участке площадью в одну квадратную милю (примерно 3,2 квадратных километра). Этот эффективный способ орошения также позволяет прямо на место доставлять подкормку и пестициды. Что касается удобрений, то фермеры очень интересуются именно "точечной" подачей «порций» азотных препаратов к отдельным растениям. Азотные удобрения закладываются три раза в год, из расчета в среднем  200 кг на один гектар.

На севере штата почва тяжела при обработке, ее pH равно 7,6, а вот на юге, напротив, почвы легкие, переходящие в песок. Толщина плодородного слоя - 40 см и более. В Калифорнии землю пахать не любят, да и вообще преобладает тенденция минимизировать трудовые операции. Главные причины - риски большой потери воды и выброса пыли в воздух (за последнее можно сильно получить по рукам со стороны государства, причем долларом...).


Фермерские "потолки"

Примерно 50% используемой земли принадлежит самим калифорнийским фермерам; остальное они арендуют у коллег, которые свою деятельность по каким-то причинам прекратили. Земля - большая проблема; города сильнейшим образом прессингуют аграриев в борьбе за обладание угодьями. Причина понятна: строители, коммерческие компании и население нуждаются в новом пространстве для строительства домов, автомагистралей и торговых центров; арендная плата и продажная цена земельных участков растет, постепенно вытесняя фермеров все дальше от городов. Рост цен на землю в значительной степени лимитирует сельское хозяйство штата.

Эти лимиты - не единственные. Сухая Калифорния страдает от повышенной концентрации пыли в воздухе, и фермеры ограничены, например, в скорости движения на участках (максимально 8 км/час). Сижению пылевых рисков способствуют также пошлины за сверхлимитную езду по фермам. Те же причины и еще у одного из немногих калифорнийских запретов: новую ферму можно создавать как  минимум на расстоянии одного километра от уже имеющейся. Серьезной проблемой также является налог с наследства, который очень высок, поэтому перевод фермы на нового хозяина может повлечь за собой и продажу части земли, чтобы вообще было с чего этот налог заплатить. Фермеры давят на власти, требуя этот налог отменить.


Да не оскудеет рука дающего

Федеральное правительство США, отдавая себе отчет в наличии ряда негативных факторов, стремится определенной дотационной политикой пополнить доходы фермеров. В последние годы действует дотационная программа „Farm Bill“. Она должна была завершиться в 2004 году, но потом ее срок был продлен еще на одну пятилетку.

Дотации в бюджете фермы составляют в среднем около 4 процентов от оборота хозяйства, и аграрии на эту поддержку особенно-то не полагаются. Более высокие дотации  предназначаются для хозяйств в центральных штатах США. Некоторые фермеры о дотациях почти ничего не знают, объясняя пассивность слишком сложными формулярами, которые нужно заполнять при подаче заявления с просьбой о выделении дотации.

Поддержка предоставляется по линии производства нескольких избранных товаров (например, хлопка, риса, пшеницы и кукурузы, то есть культур, объемы которых не удовлетворяют спрос американского рынка); она выплачивается в случае, если цены на рынке падают ниже долгосрочного уровня. Если цена поднимется, государство "кран" перекрывает. Однако фермеры критикуют эту систему, поскольку, по их мнению, действительными потребителями дотаций являются прежде всего торговцы. Максимально возможная дотация ограничена годовым "потолком" в сумме 180 тысяч долларов на одну ферму.

Примеры «доплат» в недалеком прошлом были таковы: 0,52 USD/бушель пшеницы (бушель - около 35 литров), 0,28 USD/бушель кукурузы (большой спрос на нее объясняется производством биоэтанола), 0,24 USD/бушель ячменя, 0,45 USD/бушель пшеницы твердых сортов (или примерно 30-40 долларов на акр, то есть от 1785 до 2380 российских рублей на гектар), 0,25 USD/бушель овса, 0,44 USD/бушель сои.

На введении этих условий настояла профессиональная организация американских фермеров Farm Bureau. USDA (американское федеральное министерство сельского хозяйства) ведет судебный спор с ВТО о сохранении этих дотаций. Ситуация в целом довольно сложна, поскольку USDA не может ожидать поддержки от американской общественности, не связанной с аграрным сектором.


Булки растут на деревьях

Фермерствовать в США означает смириться с фактом, что подавляющее большинство соотечественников (в сельском хозяйстве страны занято лишь 2,5 процента населения) не имеет никакого представления об аграрной деятельности. Люди привыкли к избытку продовольствия по очень доступной цене, и потому фермеры для них представляют лишь назойливую проблему; господствует мнение, что сельское хозяйство - отрасль экономики, главным образом, лишь загрязняющая окружающую среду.

Между тем, ситуация в американской аграрной области далека от радужной. В  спину фермерам дышат конкуренты. Главным соперником США по ряду сельхозтоваров (особенно по сахару) традиционно является Южная Америка, особенно - Бразилия; в последние годы такую же проблему для американцев представляет и Китай. Фермеры критикуют правительство за неправильную политику, которая, в частности, привела к сильному снижению площадей, засеваемых сахарной свеклой. Они утверждают, что из-за прилива продукции из Китая в главном аграрном штате страны – Калифорнии снизились также посевы лука, чеснока, картофеля и некоторых видов фруктов.


Университетские арбузы

Калифорнийский университет располагает девятью так называемыми «органическими» (экологическими) фермами, каждая из которых имеет опытный участок. Фермы представляют собой образцы определенных климатических областей Калифорнии. Например, ферма в графстве Фресно занимается бахчевыми культурами. Здесь выращивают 26 сортов арбузов, которые учеными же и выведены на опытных университетских полях, исходя из принципов защиты растений от болезней и вредителей; актуальна и проблема борьбы с "арбузным бесплодием", то есть с отсутствием семян.

Кстати, об арбузах. В США интересно формируется их цена; ее считают не на вес, а на штуки. Арбуз размером поменьше парадоксально дороже, чем большой; таков выбор американского потребителя: большой арбуз занимает много драгоценного места в холодильнике. Предпочтение отдается меньшим по размеру и более сладким плодам. Ценовой пример: фермерская цена одного арбуза – 1-2 доллара. В магазине арбуз поменьше продается уже за 4 доллара, а крупный - за 2 "бакса". Торговая сеть давит на земледельца: выращивай сорта с меньшими плодами; фермер идет на это, хотя крупные сорта логически обеспечивают более высокую производительность с гектара.

Фермеров в США государство также активно побуждает к тому, чтобы они вводили в практику вновь выведенные сорта растений и использовали новые технологии обработки земли или уборки урожая; это называется «новым менеджментом полевых работ». По словам работников университета, в Калифорнии сейчас более 120 тысяч «новых» фермеров, которые обосновались здесь за последние несколько десятилетий,  явившись сюда со всего мира (например, из Казахстана, России, других стран Южной Америки, Азии и Европы), и которым университет помогает в деле получения новой информации для оптимизации их хозяйствования. Фермеры потом из результатов исследований выбирают то, что им требуется, и становятся частью «мировой элиты сельского хозяйства», как без ложной скромности называют себя калифорнийские хуторяне.


От бакалавра до магистра

В местном университете на четырех курсах учатся 1,5 тысячи студентов. Студенты делятся на тех, кто за образование платит, и тех, кто работает на университетской ферме и получает зарплату – примерно 2 тысячи долларов в месяц. Основная вступительная плата в университете – 3 тысячи долларов для каждого, что по американским меркам якобы очень даже приемлемо. После окончания учебы студенты получают степень бакалавра. Университет считается преуспевающим: у него нет ни одного выпускника, оставшегося без работы. После окончания университета 22-летние выпускники могут продолжить обучение и стать магистрами.

Университет владеет землей площадью в 1000 акров (примерно 400 га), причем университетские «подопытные поля» располагаются прямо в центре города Фресно. Учебная ферма имеет собственные мощности по выращиванию домашних животных. Кроме крупного рогатого скота, здесь выращивают свиней, овец, коз, птицу; есть станции по выведению новых пород животных, по доению скота, конеферма со своей командой спортсменов-кавалеристов. Выполнение всех работ обеспечивают студенты. В растениеводстве выращиваются практически все основные аграрные культуры, включая фруктовые сады; фирменная продукция – виноград и собственное университетское вино. Вуз также имеет рынок по продаже университетской продукции с выручкой более 700 тысяч долларов в год. Общий коммерческий оборот университета превышает 2 миллиона долларов в год, причем 10% от этой суммы – это чистая прибыль, которая потом по большей части инвестируется в дальнейшее развитие университетской фермы.

Графство Фресно может себе позволить такую роскошь, как свой сельскохозяйственный университет – ведь оно считается самой продуктивной с аграрной точки зрения областью не только Калифорнии, но и всего мира, если исходить из количества долларов, полученных с единицы площади.

 

Александр Гайдамацкий

 

Между прочим

 

"Графья" и их "фамильное серебро"

Пять наиболее продуктивных аграрных областей мира находятся в пяти графствах Калифорнии

 

  Фресно

  Тулар

Монтерей

 Керн

Мерсед

Стоимость продукции в млрд долларов/год

    4,691

   4,039

    3,392

   3,142

 2,365

Сумма площадей  фермы в млн. акров

    3,816

   3,087

    2,126

   5,210

 1,234

Главная специализация

  виноград

   молоко

    салат

 виноград

   молоко

 

Географическое «разделение труда» в сельском хозяйстве США

Север страны в основном занимается животноводством; на юге выращивают овощи и цитрусовые, а также ловят рыбу. Западная часть Штатов делится по специализации на юго-запад (ближе к побережью – самая продуктивная область американского земледелия; по направлению к границе с Мексикой - животноводство), Средний Запад (кукуруза, соя, сахарная свекла, хлопок; птицеводство и свиноводство), а также северо-запад (ближе к Аляске - рыболовство; континентальная часть – выращивание пшеницы).