В сельское хозяйство России в период с 2006 по 2018 год направлен беспрецедентный для постсоветского периода объем государственной поддержки и инвестиций. Во многом это связано с реализацией ПНП «Развитие АПК», а затем и Государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее – Госпрограмма) в 2008-2012 и 2013-2020 гг.
После практически полного прекращения инвестирования в основной капитал в первое десятилетие рыночных преобразований (за период 1990-1999 гг. инвестиции снизились на 97,5%), некоторого оживления после дефолта 1998 года и последующего роста объема инвестиций (средний темп прироста инвестиций за 2000-2004 гг. – 29%, при величине инфляции в этот период времени - 16%), рост инвестиций в период реализации госпрограмм – 2006-2018 гг. был значителен. В 2006-2007 гг. по отношению к 2005 году инвестиции в среднем увеличились на 118% при уровне инфляции 10,4%.
Бюджетные субсидии в этот период также являлись важным фактором и источником развития сельского хозяйства. Динамику бюджетных субсидий в реальном выражении можно разделить на два подпериода – с 2006 по засушливый 2010 г. и с 2011 по 2018 гг., в эти годы субсидии в реальном выражении неуклонно сокращались (рисунок).
Исключением для второго подпериода является 2013 г., когда после начала реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. господдержка была существенно увеличена, однако, в последствии скорректирована в сторону уменьшения из-за комплекса факторов, в частности обязательств перед ВТО, изменения механизма и направлений предоставления субсидий.
На долю пяти крупнейших регионов, получивших субсидии за период исследования, приходиться 25% всех субсидий. Среди этих регионов по убыванию – Республика Татарстан, Белгородская и Воронежская области, Республика Башкортостан и Брянская область.
Ввиду продления действия Госпрограммы, представляется особенно актуальным рассмотрение основных тенденций в ресурсном потенциале и эффективности отрасли.
Опираясь на такие открытые источники данных как статистические сборники «Регионы России», «Сельское хозяйство в России», «Инвестиции в России», «Цены в России», «АПК России», а также данные Всероссийских сельскохозяйственных переписей 2006 и 2016 гг., авторы пришли к следующим выводам.
Динамика ресурсов производства. За 2006-2018 гг. общая земельная площадь, используемая предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися сельскохозяйственным производством, сократилась на 2,1%, (с 532,2 млн. га до 520,8 млн. га). При этом, площадь сельскохозяйственных угодий возросла с 190,6 до 193,4 млн. га, при общей ее площади в России на начало 2019 года 222 млн. га, таким образом порядка 30 млн. га сельскохозяйственных угодий в России остается не используемыми.
Площадь пашни возросла на 1,6 млн. га или с 115,4 млн. га в 2006 году до 117 млн. га на начало 2019 года. Только в 22 регионах произошло увеличение площади пашни, среди этих регионов первые пять в порядке убывания Амурская, Волгоградская области, Алтайский край, Саратовская область, Республика Калмыкия. Наибольшее сокращение площади посевов наблюдалось в таких регионах как Кировская (-191 тыс. га), Свердловская (-174), Кемеровская (-134), Тюменская (-133), Московская области (-110).
В регионах, получивших наибольший объем субсидий за рассматриваемый период, произошли следующие изменения - Республика Татарстан (-52 тыс. га), Белгородская область (-12), Воронежская область (-6), Брянская область (44), Республика Башкортостан (-26). Данный фактор косвенно указывает на развитие прежде всего животноводства в этих регионах в период исследования.
Структура посевных площадей сельскохозяйственных культур всех категорий хозяйств по-прежнему характеризуется преобладанием площади посева зерновых и зернобобовых культур – 58% по данным 2018 года. Увеличили свою долю в структуре посевных площадей такие культуры как подсолнечник с 8 до 10% и соя с 1 до 4%.
Отрасль животноводства также претерпела некоторые изменения. Так поголовье КРС сократилось с 22 млн. гол. в 2006 году до 18 млн. гол., в том числе поголовье коров с 9,4 млн. гол. до 7,9 млн. гол. В то же время поголовье свиней возросло с 16 млн. гол. до 24 млн. гол., а поголовье птицы с 375 млн. гол. до 542 млн. гол.
В Республике Татарстан поголовье КРС сократилось на 112 тыс. гол., в Белгородской области на 85 тыс. гол., в Республике Башкортостан сократилось на 714 тыс. гол., в то время как в Воронежской и Брянской областях поголовье КРС увеличилось на 99 и 264 ты. гол. (практически в 2 раза) соответственно.
Поголовье свиней возросло в Белгородской области в 5,4 раза, в Воронежской области в 3,3 раза, в Брянской области в 2,5 раза, тогда как в Республиках Татарстан и Башкортостан поголовье свиней сократилось на 38 и 22%.
Обеспеченность тракторами на 1000 га пашни в 2006 г. составляла 5,3 штук и сократилась к 2018 г. до 3 штук, аналогичный показатель по комбайнам за указанные годы составил 3,7 и 2,0 штук соответственно.
По данным Всероссийских сельскохозяйственных переписей 2006 и 2016 гг. среднегодовая численность работников сельскохозяйственных организаций, занятых в производстве, сократилась на 46% и составила в 2016 году 1324 тыс. чел. При этом численность работников сократилась во всех регионах, а в 67 регионах численность работников сократилась на 50% и более. Наибольшее сокращение численности работников зафиксировано в Астраханской области и Республике Бурятия – 83 и 82%. Количество сельскохозяйственных организаций также сократилось с 25273 ед. в 2006 году до 17518 ед. в 2018 году, при этом в начале периода исследования на одну сельскохозяйственную организацию приходилось 3,3 тыс. га пашни, то в 2016 г. 1,7 тыс. га.
Динамика результатов производства. Урожайность зерновых и зернобобовых культур за период исследования возросла. В среднем по России урожайность в 2018 году составила 25,4 ц/га убранной площади, что выше урожайности 2006 г. на 34%. Наиболее высокий уровень урожайности зерновых наблюдается в таких регионах как Краснодарский край (в среднем за период – 49,2 ц/га), Республика Северная Осетия-Алания (43,2), Кабардино-Балкарская Республика (41,6), Республика Адыгея (39,7), Белгородская область (35,5).
Валовой надой молока также имеет положительную тенденцию. Надой молока в расчете на одну корову в сельскохозяйственных организациях возрос на 67% и составил в 2018 г. 5945 кг. Лидерами среди регионов являются Ленинградская область (8590 кг), Калининградская область (8043), Краснодарский край (7741), Белгородская область (7551) и Кировская область (7335).
За исследуемый период произошло существенное увеличение экономической эффективности сельскохозяйственных организаций, при одновременном усилении их закредитованности. Удельный вес убыточных организаций сократился с 35% в 2006 году до 17% в 2018 году, средняя рентабельность без учета субсидий возросла с 2,6% до 6,3%, а с учетом субсидий с 9,9% до 12,5%, а в отдельные годы до 20%.
Необходимо также отметить прирост такого важного показателя, учитывая планы российского правительства по расширению экспортного потенциала, как соотношение экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции. Если в 2006 году это соотношение равнялось 0,3 долл. экспорта на долл. импорта, то в 2018 году показатель составил 0,9 долл. В целом экспорт сельскохозяйственной продукции за период увеличился почти в 5 раз.
Проведенные исследования на основе данных за 13 лет и по 77 регионам России показали, что наибольшее влияние на рентабельность производства оказывали такие факторы как объем инвестиций и субсидий, предоставленных региону, доля используемых сельскохозяйственных угодий, энерговооруженность, уровень внесения минеральных удобрений и расход кормов. На урожайность зерновых ключевое влияние оказали объем инвестиций и субсидий, а также уровень внесения минеральных удобрений. Для повышения надоя молока в среднем на 1 корову по региону наиболее важными факторами являлись объем предоставленных субсидий, доля используемых сельскохозяйственных угодий, энерговооруженность и расход кормов.
В российское сельское хозяйство с начала реализации национального проекта и госпрограмм направлены существенные, с начала периода рыночных преобразований, инвестиционные ресурсы, что требует от государства, особенно в период окончания действия государственных программ, оценки их эффективности, необходимости анализа слабых и сильных сторон полученного опыта, особенно в условиях перехода от программно-целевого к проектно-цифровому механизму реализации национальных проектов и госпрограмм. Необходимо учитывать взаимодействие и негативное влияние развивающегося сельского хозяйства на эколого-экономические системы и окружающую природную среду. Курс на цифровизацию отечественного сельского хозяйства, требует сохранения и развития ресурсного потенциала сельского хозяйства всех регионов России, дальнейшее повышение его доходности и эффективности.
Доцент Демичев В.В., ассистент Маслакова В.В.,
РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева