Российский экспорт продукции агропромышленного комплекса на фоне проблемной ситуации в связи с пандемией коронавируса и ослаблением курса рубля может получить новые возможности, хотя в краткосрочной перспективе компании к ним только присматриваются, сохраняя или умеренно корректируя экспортные планы, заявили РИА «Новости» эксперты и представители компаний.
"Конкурентоспособность российских производителей резко выросла за счет снижения курса рубля, а дополнительные преимущества могут быть получены при разрыве излишне протяженных глобальных цепочек поставок. Россия расположена ближе к рынкам Дальнего и Ближнего Востока и Средней Азии, чем большинство других экспортеров продовольствия", — говорит руководитель центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.
Он считает, что у России в текущей ситуации появилась возможность увеличить свою долю на мировом рынке продовольствия. Кроме того, рост и диверсификация российского экспорта соответствует и интересам мирового сообщества, поскольку череда эпидемий, поражающих животных (птичий грипп, африканская чума свиней), а теперь и коронавирус, показывают, что чрезмерная концентрация мирового производства ведет к риску дестабилизации поставок продовольствия для миллионов людей по всему миру, добавляет Дальнов.
В свою очередь директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов полагает, что пока можно говорить о двойственной реакции: с одной стороны — ослабление рубля, которое на руку экспортерам и повышает конкурентоспособность отечественной продукции естественным образом, с другой — сильное падение цен на сельхозсырье с начала года на фоне обвала нефтяных фьючерсов и ограничений в связи с пандемией коронавируса.
"Сложно сказать, что из этого победит: возможно, в объемных показателях (экспорт) будет больше, а в деньгах ситуация не поменяется, в силу того, что мировые цены на сельхозсырье сильно опустились, и пока какого-то серьезного восстановления не стоит ждать", — говорит эксперт.
По его мнению, экспортные планы компаний вряд ли будут принципиально меняться, хотя можно ожидать двойного эффекта для мясной отрасли, которой придется активнее думать об экспорте в силу опасений резкого падения доходов на внутреннем рынке.
"В целом, компания высоко оценивает экспортные возможности российского АПК. В сложившейся ситуации, на наш взгляд, компании-лидеры имеют уникальную возможность выхода на новые рынки и открытия для себя новых каналов сбыта, которые, в том числе, могут стать хорошей основой для развития динамичных продаж в будущем", — сообщила замгендиректора УК "Дамате" (торговая марка "Индилайт") по маркетингу Дарья Лащенко.
"Для АПК в целом еще более актуальным станет продвижение несырьевого экспорта, то есть вывоз не сырья, а продуктов переработки с высокой добавленной стоимостью", — сообщили в пресс-службе ГК "Эфко" (торговые марки "Слобода" и o).
ПЛАНЫ КОМПАНИЙ
Большинство компаний, опрошенных РИА «Новости», не останавливают действующие экспортные проекты и пока не пересматривают планы по поставкам.
"Мы по-прежнему ставим задачу существенно увеличить поставки по ключевым для нас экспортным направлениям – в страны Юго-Восточной Азии, Персидского залива и Африки. Ведется работа как по расширению ассортимента на рынках, где мы уже работаем, так и по началу отгрузок в новые страны", — сообщил руководитель управления экспорта ТД "Черкизово" Андрей Терехин.
"Черкизово" экспортирует за пределы ЕАЭС свинину, мясо курицы и индейки, а также колбасную продукцию. Отгрузки на экспорт в 2019 году выросли на 38,3%, до 50 тысяч тонн, в 2020 году планируется двукратный рост объемов, а корректировки, если и будут, то незначительные, уточнил Терехин.
"Все запланированные проекты будут реализованы в полной мере. В текущем году мы планируем отправить продукцию на общую сумму порядка 25 миллионов долларов", — говорит Лащенко из "Дамате". Компания поставляет на экспорт натуральные полуфабрикаты из мяса индейки: объем продаж в 2019 году составил более 1,4 тысячи тонн, при этом наибольший объем был направлен в Китай (более 700 тонн), свыше 250 тонн экспортировано в ОАЭ и более 400 тонн — в Африку.
"Мы считаем, что масложировая отрасль останется локомотивом и флагманом развития экспорта АПК", — сообщили в пресс-службе "Эфко". Компания в 2020 году планирует сохранить существующие позиции на рынке и поддерживать устойчивые темпы роста, но не исключает, что корректировки могут внести внутренние карантинные ограничения, снижение темпов экономического роста и снижение покупательской способности населения стран-импортеров их продукции.
"Начатые ранее проекты мы планируем довести до завершения. Принимать решения о реализации новых проектов будем, учитывая реалии экономической обстановки в стране и в мире", — сообщили в пресс-службе.
"Эфко" по итогам 2019 года экспортировала 900 тысяч тонн масложировой продукции: более 50% от общего экспорта составили поставки подсолнечного масла в Китай, Египет, Индию и Иран, на втором месте (18%) — поставки шрота масличных культур в Турцию, Белоруссию, Италию, Армению.
Агрохолдинг "Комос Групп" временно приостановил отгрузки некоторых видов продукции до выравнивания санитарно-эпидемиологической ситуации в России и в мире. Компания в феврале-марте отправила порядка 120 тонн мясной продукции в Монголию, партию мороженого общим весом 52,2 тонны в Китай (с учетом отгрузки 10 апреля), но часть поставок, например, молока и яиц, пришлось перенести на более поздний срок, сообщила пресс-служба.
По прогнозам руководства агрохолдинга, в ближайшие один-два месяца будет окончательно сформирован ценовой паритет по товарным категориям в зависимости от стоимости нацвалюты, при этом предприятия компании активно готовятся к возобновлению отгрузок продукции.
Группа компаний "Абрау-Дюрсо" увеличила в 2019 году экспорт продукции на 50%, до одного миллиона бутылок. Вина поставлялись в 21 страну, изменений в планах на 2020 год пока нет: страны, наиболее затронутые COVID, не являются основными направлениями экспорта, сообщил гендиректор "Абрау-Дюрсо" Владимир Масловский.
ЭКСПОРТ НОВОГО СЕЗОНА
Экспорт сельскохозяйственной продукции из России в 2019 году составил 25,5 миллиарда долларов, а в текущем году, по оценке Минсельхоза РФ, поставки сельхозпродукции и продовольствия могут составить 25 миллиардов долларов.
Предварительно можно ожидать, что объем экспорта продукции АПК в новом сельхозгоду будет либо на уровне прошлого года, в районе 25-26 миллиардов долларов, либо немного выше: три условия для этого — урожай зерновых не ниже или выше прошлогоднего уровня, близкий к прошлому году урожай масличных и уровень мировых цен не ниже текущих, считает Сизов из "СовЭкона".
Дальнов считает, что в 2020 году фактический показатель экспорта может превысить плановый, а также обращает внимание на заметный прорыв в марте: по его оценке, объем поставок в страны дальнего зарубежья вырос на 30,8%, до 2,2 миллиарда долларов к аналогичному периоду прошлого года, в тройке лидеров — пшеница, подсолнечник и подсолнечное масло.
Кроме того, в топ-экспортных продуктов также вошли сахар, мясо птицы и свинина, которые стали заметны в экспорте в последнем сельскохозяйственном сезоне. "Российские поставки становятся все более диверсифицированными, и, зеркально, растет роль экспорта, как балансирующего канала продаж, для российских производителей", — считает эксперт РСХБ.