Экспорт зерна из России растет, перевалочные мощности растут еще быстрее

Экспорт зерна из России растет, перевалочные мощности растут еще быстрее

Экспорт российского зерна в текущем сельскохозяйственном году (с июля 2015-го по июнь 2016-го) может вырасти на 10% и достичь 35,2 млн тонн по сравнению с 32 млн в предыдущем сезоне. Такой прогноз сделал заместитель директора департамента стратегического маркетинга ЗАО «Русагротранс» Игорь Павенский на конференции «Инфраструктура зернового бизнеса – логистика и финансы»? пишет газета "Гудок".

Таким образом, российский экспорт станет наибольшим за всю историю. На мировой рынок будет поставлено 24,5 млн тонн пшеницы (в прошлом сезоне – 21,6 млн), 4,2 млн тонн ячменя (5,3 млн) и почти 5 млн тонн кукурузы (3 млн). Кроме того, за рубеж будет отправлено около 860 тыс. тонн гороха и нута и около 200 тыс. тонн муки в пересчёте на зерно.

В результате наша страна впервые за всю историю станет лидером по экспорту пшеницы, обогнав США с их 21,3 млн тонн. Правда, если посчитать экспорт всех 28 стран Евросоюза (всего 32 млн тонн), то Россия окажется на втором месте. Также Россия сохранит за собой третье место (после ЕС и Австралии) по вывозу ячменя и пятое – кукурузы.

Большая часть зерна экспортирована в Египет (5,326 млн тонн), Турцию (3,642 млн), Саудовскую Аравию (2,153 млн), Иран (1,825 млн), Бангладеш (1,041 млн), Азербайджан (1,027 млн тонн).

Инфраструктура действительно неплохо справляется с максимальным в истории потоком зерна за рубеж. Так, по данным Россельхознадзора, Россия с 1 июля 2015-го по 22 апреля 2016 года (с начала текущего сельскохозяйственного года) экспортировала 33,08 млн тонн зерна. Это заметно больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого сельхозгода (2014–2015), когда экспорт составил 32,93 млн тонн зерна.

Рекордный экспорт в июле 2015-го – марте 2016 года превысил прошлый сезон на 2,8 млн тонн. И его, по словам Игоря Павенского, обеспечили малые порты Азово-Черноморского бассейна (плюс 1,9 млн тонн), порт Тамань (плюс 709 тыс.), порт Туапсе (плюс 49 тыс.) и порт Новороссийск (плюс 12 тыс. тонн). Также выросла перевалка через порты Балтики.

По железной дороге в порты с Юга России с июля 2015-го по март 2016 года был отгружен самый большой объём зерна после сезона 2011–2012 годов – 5,08 млн тонн. Несмотря на относительно высокие цены и отдалённость от основных портов, в июле 2015-го – марте 2016 года по железной дороге из Сибири и дальневосточных регионов поступил самый большой объём зерна за все годы – 543 тыс. тонн, в том числе в порты Азово-Черноморского бассейна – 236 тыс. тонн.
«На фоне роста валового сбора, неплохого качества пшеницы и роста спроса со стороны восточных соседей России железнодорожники перевезли рекордный объём зерна в Монголию и Китай – 133 тыс. тонн, порты Балтики – 101 тыс. и Владивосток – 30 тыс. тонн. Объёмы железнодорожных поставок из уральских регионов сохранились на уровне прошлого сезона», – заявил Игорь Павенский.

Сезон вообще складывается очень удачно для российских производителей зерна, так что «Русагроэкспорт» оптимистично смотрит на будущее отрасли. Прогнозы остальных участников рынка несколько скромнее. Так, президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский в конце апреля говорил, что тоже ожидает рекордного экспорта зерна, но на уровне 34,5 млн тонн. Генеральный директор ООО «ПроЗерно» Владимир Петриченко полагает, что Россия поставит на мировой рынок 33,23 млн тонн зерна. По оценке Минсельхоза России, экспорт зерна в текущем сельхозгоду составит 33 млн тонн.

Несмотря на постоянно растущий экспорт зерновых, уже в этом году в России сложилось превышение экспортных мощностей над грузопотоками. «Номинальные мощности портов уже в настоящее время при экспорте в 34 млн тонн зерна являются профицитными. С учётом вводимых проектов к 2020 году мощности российских портов возрастут на 50% – с 40 до 60 млн тонн. В ближайшие годы профицит усилится, что может повлечь за собой существенное снижение ставки перевалки», – прогнозирует Игорь Павенский.