Чем
сильнее россияне ощущают на себе последствия экономического кризиса,
тем больше в прессе и различных экспертных дискуссиях звучит термин
«социальная ответственность». В самом общем смысле это – ответственность
тех, кто принимает бизнес-решения, перед теми, на кого они влияют. То
есть если речь идет о крупном бизнесе, то это его ответственность перед
обществом в экономическом, экологическом, социальном и других аспектах. К
счастью, в нашей стране социально ответственный бизнес есть. Тем не
менее, ему нередко приходится иметь дело с безразличием,
безответственностью и просто неблагодарностью, и ни одной хорошей
инициативе на пользу это не идет.
Российские производители удобрений – социально ответственный бизнес. В последнее время дела у агрохимиков идут не слишком хорошо из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Но даже оказавшись в сложной ситуации, они уже более года реализуют добровольную программу поддержки отечественных сельхозпроизводителей – увеличивают поставки на внутренний рынок, замораживают цены и предоставляют скидки. Отраслевая Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) подчеркивает, что внутренний рынок для них является приоритетным. Агрохимики гарантируют обеспечение в полном объеме и ассортименте заявленной потребности.
И не только на словах: "Уралкалий", на долю которого приходится около 20% мирового производства калийных удобрений в 2016 г. сохранил для российских аграриев скидку на удобрения на уровне более 20%. Также компания заявила о готовности удовлетворять все заявки российских сельхозпроизводителей на хлористый калий в полном объеме.
"Уралхим" за июнь 2015 – январь 2016 (сезон 2015/2016) увеличила поставки сельхозпроизводителям РФ на 90% по сравнению с сезоном 2014/2015 годов в связи с высоким спросом. В 2015 году "Уралхим" заморозил цены на удобрения. Стоимость аммиачной селитры, наиболее популярного удобрения в России, осталась для отечественных аграриев на уровне сентября. В январе 2016 года компания вновь заморозила цены, которые действуют и по сей день.
Группа "ФосАгро" в последние 3 года на треть увеличила поставки на внутренний рынок – до 1,63 млн тонн по итогам 2015 года.
Эти добровольные меры уже приносят плоды: российские сельхозпроизводители полностью обеспечены столь необходимыми им удобрениями, жалоб на завышение цен зафиксировано не было. Одним словом, продовольственной безопасности страны ничего не угрожает.
Но проблемы, как ни странно, возникают. И приходят они, откуда не ждали – со стороны покупателей. Дело в том, что не все сельхозпроизводители способны понять, сколько на самом деле удобрений им нужно, и сначала заказывают некие объемы продукции, а потом отменяют. Казалось бы, что такого? Это же почти как отменить заказ в интернет-магазине – с каждым, наверное, случалось такое после заданного себе вопроса «а все-таки, зачем мне это?». Но когда речь идет об огромных предприятиях и тысячах тонн продукции, все далеко не так просто. Заказали на заводе минудобрений, скажем, 1000 тонн продукции, под это дело резервируются вагоны и тара. Соответственно формируется график отгрузок. Грузоподъемность одного полувагона для аммиачной селитры – около 60 т, то есть, нетрудно посчитать, сколько их может понадобиться для 1000, 2000 или 3000 тонн продукции. Но тут груз неожиданно оказывается не нужен и сотрудникам завода надо возвращать предоплату и решать: куда девать 1000 тонн удобрений? Приходится затоваривать склады или искать других клиентов, которым, вполне возможно, требуются уже другие объемы, а может и другие продукты, причем не в полувагонах, а в цистернах. Вдобавок за отмену отгрузки предприятие может оштрафовать РЖД.
Такие случаи, к сожалению, не редкость. Сотрудники отрасли говорят, что отмены происходят каждую неделю. Например, в «Уралхиме» с начала октября по конец марта покупатели отменили заказов на более чем 11000 т продукции стоимостью свыше 208 млн руб. Крупнейшие отказники – ООО «Владимирсельхозхимия», ООО «Ростовская зерновая компания «Ресурс», ПАО «Ульяновский сахарный завод». Несмотря на эксклюзивные условия для внутреннего рынка, нередко агрохимикам приходится сталкиваться с откровенным хамством. Так, в письме Торговому дому «Уралхим» гендиректор «Владимирсельхозхимии» В.В.Шабаев заявил, что требовать от него выполнений обязательств по контракту «не скромно» (!) и обещал пожаловаться в Минсельхоз и РАПУ. Судя по всему, некоторые потребители предпочитают считать, что им должны все, а они никому, и договорные обязательства касаются кого угодно, но только не их.
В итоге сотрудники предприятий-производителей удобрений впустую тратят время и силы, рискуют попасть под штрафы, а те аграрии, кому действительно нужна их продукция, могут получить ее с задержками. Любая инициатива бизнеса будет успешной только тогда, когда ее смогут понять и оценить. Социальная или нет, но ответственность не может быть односторонней.
Недобросовестные покупатели срывают поставки удобрений
- Просмотров: 2513