Гусеничные сельскохозяйственные тракторы предназначены для выполнения
основных сельскохозяйственных работ в агрегате с навесными,
полунавесными и прицепными орудиями. С соответствующим оборудованием,
промышленные модификации могут использоваться на дорожно-строительных,
мелиоративных, транспортных, погрузочно-разгрузочных и прочих работах.
Парк гусеничных тракторов общего назначения за 2008 год в Российской Федерации сократился на 10,5 %, или на 15 057 ед., а парк тракторов специального назначения (бульдозеры, мелиоративные) на 15,5%, или на 2 112 ед (см. рис. 1). Наибольшее сокращение парка гусеничных тракторов прошло в Сибирском федеральном округе – на 17,0% или 4 475 ед., Северо-Западном федеральном округе – на 13,4%, или на 425 ед., наименьшее сокращение отмечено в Дальневосточном федеральном округе (1,4% или на 60 ед.).
Наибольшее распространение гусеничные тракторы получили в регионах Приволжского федерального округа (46 521 ед., в т.ч. специальные 3 202 ед.), например, в Республике Башкортостан – 10 522 ед., или 24,3% от общего количества гусеничных тракторов эксплуатируемых в ПФО. В Южном федеральном округе эксплуатируется 28 333 ед. гусеничных тракторов общего назначения, из них 32,8% в Ростовской обл. (9 306 ед.).
Сложные почвенно-климатические условия и наличие всех природно-климатических зон в России предопределили невозможность эффективно возделывать большинство сельскохозяйственных культур без применения гусеничных сельскохозяйственных тракторов. По сравнению с колесными гусеничные тракторы способны выполнять агротехнологичские операции в оптимальные сроки при любых погодных условиях, у них более высокий тяговый КПД, благодаря чему погектарный расход топлива ниже, а низкое давление на почву обеспечивает меньшее её уплотнение.
Потребность агропромышленного комплекса Российской Федерации в сельскохозяйственных гусеничных тракторах на 1000 га пашни составляет 5,86 эталонных единиц, что соответствует 675,9 тыс. эталонных единиц (при площади пашни на начало 2008 года 115356,8 тыс. га). Однако, по сравнению с колесным трактором гусеничный менее мобилен: металлические траки, разрушающие дорожное полотно, делают невозможным передвижение этих машин по дорогам общего пользования. По этим и другим причинам гусеничные сельскохозяйственные тракторы становятся менее популярными среди сельскохозяйственных товаропроизводителей, что снижает емкость рынка гусеничных сельскохозяйственных тракторов.
Существующий платежеспособный спрос на рынке гусеничных сельскохозяйственных тракторов не обеспечивает не только увеличение парка, но и обновление уже существующего (см. рис. 2.). В среднем за 2006-2008 гг. данный показатель находится на уровне менее 2 тыс. ед. По прогнозным оценкам, в 2009 г. объем платежеспособного спроса сократится на 28,1% к уровню 2008 г. и составит 1265 ед.
Происходит частичное замещение гусеничных тракторов колесными. Тенденция сокращения парка гусеничных сельскохозяйственных тракторов сохраняется несмотря на то, что в полевых условиях ему зачастую нет альтернативы, особенно когда состояние почвы не позволяет использовать колесные. Современные агротехнологии, применяемые в сельском хозяйстве, направлены на ресурсо- и энергосбережение, и без применения гусеничных тракторов невозможно обойтись, т.к. на 90% посевных площадей применяют боронование озимых культур, «закрытие влаги» проводится как на озимых культурах, так и яровых.
Предложение на рынке гусеничной сельскохозяйственной техники, в отличие от рынка колесных тракторов, ограничено. Так, в сегменте рынка тягового класса 2,0 на российском рынке представлена одна модель – пропашной гусеничный сельскохозяйственный трактор Т-70 (Кишиневского тракторного завода «Траком»). Среднегодовой объем продаж этих тракторов за 2005-2008 гг. составляет 80 ед. В общем объеме рынка гусеничных тракторов «Траком» занимает долю менее 1% (см. рис. 3.).
Аналогичная ситуация в сегменте рынка гусеничных тракторов тягового класса 3,0. Конкурентное состояние по сегменту характеризуется монополией ОАО «Тракторная компания «Волгоградский тракторный завод» (ОАО «ТК «ВгТЗ») и представлен гусеничным сельскохозяйственным трактором
ДТ-75 и его модификациями.
До настоящего времени основными базовыми моделями ДТ-75, выпускающимися на ОАО «ТК «ВгТЗ», являлись ДТ-75ДТЕ-С4 и ДТ-75ДЕ-С4. В 2008 г. была создана рестайлинговая версия трактора ДТ-75, заменившая базу как для сельскохозяйственной, так и для промышленной модификации. В структуре платежеспособного спроса на рынке гусеничных сельскохозяйственных тракторов ОАО «ТК «ВгТЗ» является лидером с долей рынка более 87%.
Конкурентное состояние сегмента рынка гусеничных тракторов класса 4,0 характеризуется олигополией между ОАО «ТК «ВгТЗ», Харьковским тракторным заводом (ОАО «ХТЗ») и Алтайским трактором (ООО «АЛТРАК») и представлен тракторами «ВТ-150» (производства ОАО «ТК «ВгТЗ»), Т-4 (ООО «АЛТРАК»), ХТЗ-150-05-09 (ОАО «ХТЗ»). С учетом нестабильного финансово-экономического положения ООО «АЛТРАК» предложение в сегменте ограничится тракторами производства ОАО «ТК «ВгТЗ» и ОАО «ХТЗ».
Сегмент рынка гусеничных тракторов класса 5,0 и выше характеризуется доминированием предложения (95% рынка) со стороны зарубежных производителей Сaterpillar и John Deere. Перспективы вхождения на рынок других компаний низкие по причине необходимости осуществления больших вложений в производство при относительно небольших потребностях рынка.
Анализ цен по приведенным выше моделям гусеничных тракторов показал, что в течении первого полугодия 2008 г. увеличение цены было проведено всеми игроками на рынке на одном уровне – 9-11%, однако во втором полугодии политика ценообразования разделилась. Наиболее агрессивное поведение в ценовой политике прослеживается у ОАО «ХТЗ»: трактор Т-150-05-09 повысился в цене на 12%, в то же время на 3% увеличилась цена промышленной модификации трактора Т-4А-01, Т-4АП2.01 (производства ООО «АЛТРАК»). Цены на тракторы производства ОАО «ТК «ВгТЗ» не изменились и остались на уровне первого полугодия. Таким образом, по итогам года, цены на гусеничные тракторы ОАО «ХТЗ» увеличились на 23%, ООО «АЛТРАК» на 14% и ОАО «ТК «ВгТЗ» от 9 до 11% в зависимости от модификации.
Так, цена реализации гусеничного трактора Т-70 (производства КТЗ «Траком») для конечного потребителя составит 640 тыс. руб. с НДС, при этом стоимость 1 л.с. выше, чем по продукции ООО «АЛТРАК» и ВТ-150Д (ОАО «ТК «ВгТЗ»).
Наиболее дорогой гусеничный сельскохозяйственный трактор (по стоимости 1 л.с.) в исследуемой группе является ХТЗ-150-05-09 (производства ОАО «ХТЗ») с двигателем ЯМЗ-236Д, а самым низким по цене является ВТ-150Д (производства ОАО «ТК «ВгТЗ»), или 9 691,43 руб./л.с. против 8 955,70 руб./л.с. соответственно (см. рис. 4 и табл.).
В соответствии со складывающейся тенденцией рынка, ни одна из перечисленных компаний не имеет стабильного положения. ОАО «ТК «ВгТЗ» – абсолютный лидер рынка, находится в секторе быстрого ухудшения конкурентной позиции. Для ООО «АЛТРАК», ТКЗ «Tраком» и производителей стран дальнего зарубежья (John Deere, Caterpillar) в сложившейся ситуации наиболее вероятен полный выход с рынка. Но несмотря на замену гусеничных тракторов колесными существуют драйверы роста рынка:
- государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в т.ч. направленная на повышение плодородия почв, мелиорацию;
- универсальность гусеничной техники и её применяемость в различных отраслях экономики (сельское хозяйство, строительство, в т.ч. дорожное, коммунальное хозяйство);
- меньшее воздействие на почву и как следствие – меньшие потери урожайности; возможность раньше выходить на поля весной и позже уходить осенью, т.е. выполнение сельскохозяйственных работ в оптимальные агроклиматические сроки;
- высокая проходимость в условиях бездорожья;
- непокрытая потребность в гусеничных тракторах в Российской Федерации.
Артём Елисеев, эксперт-аналитик
Источник: журнал "Аграрное обозрение", ноябрь-декабрь 2009 года
Гусеничные сельскохозяйственные тракторы в России: обзор рынка
- Просмотров: 21327