История «белорусского чуда»: китайский вариант в миниатюре

История «белорусского чуда»: китайский вариант в миниатюре


Всем известно, что развал некогда великой державы под названием Советский Союз и обретение суверенитета входившими в него республиками повлекли за собой необратимые последствия в экономиках этих республик. Многие из них до сих пор не могут избавиться от тяжелейших последствий распада единого и, по сути, неделимого мощнейшего в мире экономического механизма.

</o:p>

Лидером советского сельхозмашиностроения и машиностроения в целом в Советском Союзе являлась Белорусская ССР. В начале 90-ых эта страна переживала очень трудные годы зарождения новой экономики в условиях падения всех основных экономических показателей и уровня жизни людей, а также политической нестабильности. Промышленные гиганты страны, такие как «Минский тракторный завод», «Минский автомобильный завод», «Гомсельмаш», «Белорусский автомобильный завод» и ряд других предприятий, работавших до этого на весь Союз, остались в тяжелейшем положении - без привычных рынков сбыта, без гарантированных сырьевых ресурсов, материалов и комплектующих. Были поставлены под угрозу научные и деловые связи, пронизывавшие и питавшие до того национальную экономику. Белорусским предприятиям практически с нуля пришлось срочно формировать дилерскую сеть как в постсоветских странах, так и в странах дальнего зарубежья, искать возможность для реализации продукции машиностроительных предприятий за пределы страны, поскольку платёжеспособный спрос на внутреннем рынке никак не соответствовал возможностям вышеперечисленных предприятий.

Резко сократились поставки техники в Россию, Казахстан, на Украину и на другие традиционные рынки. Это объяснялось в первую очередь отсутствием финансирования закупок со стороны государства. А также тем, что воцарившаяся во многих постсоветских странах либеральная рыночная экономика открыла двери иностранным компаниям-производителям, которые моментально освоили гигантский рынок, грамотно используя менталитет наших людей.

Вся сложившаяся конъюнктура говорила о том, что белорусская экономика неминуемо близится к массовому банкротству своих предприятий и их неизбежной приватизации иностранными компаниями. Этот сценарий, впрочем, был реализован во многих странах бывшего СССР. Однако Белоруссия пошла другим путём и, как показало время, не ошиблась.

Доля машиностроения в общем объеме промышленного производства по итогам 2005 г. Там составила 22,2%. В машиностроительной отрасли работает около 360 предприятий с численностью сотрудников более 300 тысяч человек. Рост производства в отрасли за последние несколько лет не опускается ниже 10-12%. Машиностроительная отрасль республики представляет собой комплекс производств, включающий:

• автомобилестроение;

• сельскохозяйственное машиностроение;

• приборостроение и радиоэлектронику;

• станкостроение;

• электротехническую промышленность;

• подшипниковое машиностроение;

• строительное и дорожное машиностроение;

• производство оборудования для легкой и пищевой промышленности;

• судостроение и судоремонт.

В ренессансе белорусской экономики нельзя переоценить роль государства, которая заключалась и в оперативных мерах, и в разработке долгосрочной программы развития отрасли, и в спланированной своевременной финансовой поддержке в тяжёлое время. Всё это позволило предприятиям сориентироваться в ситуации и стать лидерами рынка в своих сегментах. Правильно были расставлены акценты и вовремя пришло понимание того, что сила национальной экономики сконцентрирована в мощном промышленном «кулаке» и все имеющиеся ресурсы необходимо сосредоточить именно здесь.

Благодаря государственным инвестициям белорусским предприятиям удалось выполнить ряд первоочередных задач, что позволило им не только выжить в тяжёлое время, но и обеспечить собственное интенсивное развитие.

Эти задачи:

- Обновление основных фондов, что неизбежно привело к повышению уровня надёжности и технологичности выпускаемой техники.

- Расширение номенклатуры производимой продукции и освоение новых рыночных ниш.

- Постановка на производство товаров-новинок, способных конкурировать даже с импортными аналогами не только по цене, но и по своим техническим возможностям.

- Организация товаропроводящей сети в странах СНГ и дальнего зарубежья. Обеспечение в этих странах сервисного сопровождения реализованной техники.

- Субсидирование процентных ставок по кредитам на покупку техники ряда производителей позволило ещё и значительно активизировать спрос на нее на внутреннем рынке.

Результаты не заставили себя долго ждать.

Ежегодный темп роста ВВП в стране на протяжении последних 3 лет не опускается ниже 10%. Экспорт крупнейших предприятий, выражающих мощь белоруской экономики, растёт не только в денежном выражении, растёт и количество новых рынков сбыта. Всё новые страны обращают свои взоры на белорусскую технику, отмечая для себя её привлекательность по основным конкурентным факторам.

«Минский тракторный завод» реализует свои тракторы на всех континентах земли, более чем в 40 странах мира есть его представители. У «Гомсельмаша» представительства работают более чем в 10 странах. У Минского автомобильного завода – в 25 странах. БелАЗа – в 40 странах.

Энергоёмкая экономика Беларуси напрямую зависит от своих поставщиков энергоресурсов. Россия – по ряду объективных причин - основной и, я бы сказал, стратегический партнёр в этом вопросе. А не так давно случившееся повышение цен на газ могло серьёзно «подорвать рельсы» под набирающим скорость локомотивом белоруской экономики. Но что удивительно, с наступлением нового года в стране не только не наступил экономический кризис, цены на белорусскую технику, как в прочем и на многие другие товары, остались самыми низкими на рынке.

Сегодня белорусский путь развития во многом напоминает китайский. Уступая в масштабах экономики своим китайским коллегам, белорусы сохранили основные приоритеты в экономическом развитии. И ресурсоёмкая промышленность даже в условиях роста цен на энергоресурсы стремительно развивается, увеличивая производство и осваивая всё новые рынки. Дисциплина на производстве, персональная ответственность на всех уровнях, строжайшая экономия и хозяйственность, а также постоянный поиск правильных стратегических решений и умелое маневрирование в условиях конкурентной борьбы позволяют белорусским предприятиям оставаться конкурентоспособными на российском и других рынках.

 

Минский автомобильный завод

 

В 2003-2006гг. МАЗ демонстрировал увеличение объемов производства на 14-20% ежегодно. Объем экспортных поставок оценивался свыше 70%, размер ежегодной инвестиционной программы модернизации производства – около 50 млн долларов. МАЗ производит большое число различных грузовых автомобилей и трейлеров, пассажирские автобусы.

 

Белорусский автомобильный завод

РУП ПО «Белорусский автомобильный завод» - один из крупнейших в мире и единственный в СНГ производитель карьерной техники. На предприятии выпускаются карьерные самосвалы и грузоподъёмностью от 30 до 320 тонн. Предприятие контролирует свыше 30% мирового рынка.

В 2003-2006 гг. БелАЗ демонстрировал рост объемов производства на 30%, удельный вес новых видов продукции составляет более 25%.

 

Минский тракторный завод

 

Предприятие является одним из мировых лидеров и крупнейшим в СНГ производителем тракторной техники.

Сегодня трактор «Беларус» – это не только МТЗ-80 и МТЗ-82, но и мощные энергонасыщенные тракторы и коммунальная техника. Модельный ряд тракторов МТЗ включает машины мощностью двигателя от 20 до 300 л.с. 80-85% общего объёма сбыта предприятия приходится на экспортные поставки.

В период с 2006 по 2010 в рамках государственной программы «Тракторостроение» предполагается реализация инвестиционной программы расширения и модернизации производства МТЗ с объемом около 680 млн долларов.

 

 
Гомсельмаш

 

ПО «Гомсельмаш» - один из лидеров в СНГ и мире в производстве самоходной и прицепной техники для широчайшего спектра использования.

 

«Гомсельмаш» производит 5 моделей самоходной кормоуборочной техники, столько же моделей зерноуборочных комбайнов, прицепную технику, машины для уборки сахарной свеклы, картофеля, льна и так далее. Таким широким ассортиментом не может похвастаться ни одна компания в мире в этом сегменте рынка.

 

Инвестиционная программа предприятия нескольких последних лет в объеме около 10 млн долларов была направлена на модернизацию производства и создание новой техники.

Ежегодные темпы роста составляют около 20%.

И это далеко не полный перечень эффективных белорусских компаний, стремительно развивающихся и осваивающих новые рынки.

 

Такое положение дел многих не устраивает. Кому нужен сильный конкурент, производящий неплохую технику, да ещё и реализующий её по бросовым ценам? Зачем нужна эта здоровая конкуренция, которая заставляет российских производителей создавать более совершенную технику? Конечно, легче «продавить» вопрос о необходимости введения таможенных пошлин, либо предпринять какие-либо другие нетрадиционные и, скажем прямо, недружелюбные меры. Но нельзя забывать о том, что в этом случае страдают не только белорусы, но и российские потребители.

 

Сегодня необходимо понять, что белорусские производители – это не агрессоры и не захватчики российского рынка. Это неотъемлемые элементы некогда единого механизма, способные остаться таковыми и в рамках союзной экономики.

 

«Сборочный цех Советского Союза» - как называли Белоруссию - готов в кратчайшие сроки восполнить остро нуждающийся в обновлении парк сельскохозяйственной, грузовой, автобусной и другой техники. При этом ни каким образом не ущемляются интересы российских производителей. Поскольку потребность рынка многократно превышает возможности национальных компаний. А хорошие и недорогие импортные товары на любом рынке – это не только благо для потребителей, но и отличный стимул для местных компаний производить технику как минимум не хуже, чем у иностранных конкурентов.

 

Рустам Эшмуродов

</o:p>