Фрукты
– одна из тех категорий продовольствия, самообеспечение по которой в
России в ближайшие годы даже не предвидится. Таков результат длившегося
четверть века планомерного разрушения отечественного садоводства. В
какой-то момент, сразу после введения Россией продовольственного
эмбарго, затронувшего в числе прочего и фрукты из Евросоюза – одного из
крупнейших их поставщиков в Россию, у отечественных садоводов появилась
надежда на возрождение отрасли. Однако, как показало последующее время,
эта надежда не оправдалась. О проблемах российского садоводства
рассказывает президент Ассоциации садоводов России, доктор
сельскохозяйственных наук Игорь Муханин.
– Игорь Викторович, дайте оценку ситуации, сложившейся в настоящее время в производстве плодово-ягодной продукции в России. Насколько реально развитие этой отрасли?
– К сожалению, должен сказать, что садоводство в России как промышленная отрасль АПК переживает системный кризис. Это связано с тем, что принятая за последние 15 лет стратегия развития садоводства была основана на концепции экономически высокозатратного европейского шпалерно-карликового сада. В этой модели всеми научными учреждениями страны и передовыми садоводческими хозяйствами последовательно разрабатывались и широко внедрялись прецизионные технологии для специфических экстремальных российских условий. Однако эта модель в изменившихся, неравных условиях конкуренции ВТО оказалась экономически наиболее уязвима.
В 2012 и в последующие годы были значительно, в 1,7–3,3 раза, снижены ввозные таможенные пошлины на импортные яблоки, что поставило в еще более неравные конкурентные рыночные условия отечественные организации из-за более высокого уровня разнообразной поддержки сельского хозяйства в странах-импортерах. При этом федеральный бюджет, с учетом огромных объемов импорта яблок (1,253 млн тонн ежегодно), недополучает значительные суммы таможенных платежей, а российские покупатели финансируют садоводов стран-экспортеров на сумму более 500 млн евро.
Полную неразбериху в реальную ситуацию вносят данные государственной статистики, которыми оперируют в регионах и в Министерстве сельского хозяйства РФ. При реальном производстве в России плодов в пределах 580–620 тыс. тонн официально говорится о 2,9 млн тонн. Но из этого количества 2,3 млн тонн фруктов – «виртуальные», они производятся в личных подсобных хозяйствах, и сколько их там на самом деле выращивается, сколько идет в потребление, сколько пропадает, никто не знает. Но официальные малообоснованные, «дутые» цифры «поднимают» производство плодов в нашей стране ежегодно более чем на 10%. Если не разбираться в сути этих цифр, а лишь основываться на статистических данных, то получается, что наша отрасль – самая динамично развивающаяся в мире. Создается впечатление, что регионы соревнуются друг перед другом – кто больше украсит свой отчет посредством «увеличения» производства плодов на бумаге.
Между тем анализ данных по регионам позволяет утверждать, что производство плодов в общественном секторе, которое неуклонно снижается, действительно легко компенсируется «правильными» цифрами за счет продукции из «личных подсобных хозяйств». И в этом деле нет границ бюрократической фантазии. На производство плодов в ЛПХ не влияют ни засухи, ни морозы, ни состояние экономики – всегда увеличение, всегда постоянный и неуклонный рост.
Так, в Курской области в 2011 году в ЛПХ вырастили 15,6 тыс. тонн фруктов, а в 2012 году – уже 39,1 тыс. тонн. Прирост составил 250%. По Рязанской области за три последних года такой же неуклонный рост: с 12,5 тыс. тонн до 19,0 тыс. тонн. Такая же картина в Тульской области. Учитывая, что площади под садами, согласно отчетам из регионов, не растут, а часто уменьшаются, объяснить такой рост с научной точки зрения невозможно, можно только гордиться нашими успехами, а ЕС с Китаем пускай нам завидуют и продолжают увеличивать свои поставки плодов на наш рынок.
– И как такая статистика отражается на реальном производстве?
– У таких позитивных, но недостоверных показателей есть обратная сторона, которая не позволяет объективно оценить всю трагическую картину, сложившуюся в настоящее время в отрасли. Оценивая развитие садоводства по статистическим данным (а других просто нет) и видя динамичное развитие отрасли (на бумаге), государственные структуры не имеют причин существенно поддерживать развитие садоводства в России. Помогают слабым и отстающим, а зачем помогать лидерам?
В связи с этим с 2013 года общий объем государственной поддержки садоводства снижен на 45%, в 2 раза снижена ставка субсидии на закладку садов интенсивного типа, в 3,5 раза снижена ставка на проведение работ по уходу за садом. И это на фоне всестороннего удорожания всех составляющих интенсивного сада.
В 2015 году Министерство сельского хозяйства РФ выделило субсидий в четыре раза больше, чем в прошлом. Однако тотальное подорожание садоводческого бизнеса – средств защиты растений, удобрений, посадочного материала, систем орошения, шпалерных конструкций, техники – сводит на нет эти увеличенные субсидии. В результате, по предварительным данным, себестоимость продукции вырастет на 60– 100% уже в этом году. Субсидии на строительство холодильников составляют 20%, но процентная ставка по кредитам на их строительство в размере 20–25% делает эти субсидии бессмысленными.
Весь накопленный опыт возделывания шпалерно-карликовых садов как в нашей стране, так и в Европе доказывает, что у этого типа сада, при всех преимуществах, есть два существенных недостатка – это высокая стоимость закладки сада, которая составляет более 1 млн рублей на гектар, и высокая себестоимость получаемых плодов. Этот показатель, с учетом хранения, находится в пределах от 12 до 15 рублей за килограмм. А если вспомнить, что практически все передовые хозяйства страны имеют огромные кредиты, то себестоимость продукции – из-за затрат на обслуживание этих кредитов – еще выше. Увеличение себестоимости в среднем по хозяйствам, входящим в нашу ассоциацию, только из-за необходимости обслуживания кредитов возрастает на 1,5–3 рубля на килограмм плодов.
До последнего времени, до вступления России в ВТО, все эти огромные затраты компенсировались стабильно высокой ценой реализации плодов на местном рынке в зимний период – от 25 до 40 рублей за килограмм.
Трагическое для отечественных садоводов вступление России в ВТО, с открытием границ для беспошлинного импортного яблока по демпинговым ценам, поставило всю многолетнюю стратегию развития российского садоводства, основанного на европейском типе высокозатратного шпалерно-карликового сада, под вопрос. Это объясняется тем, что нашим садоводам в настоящее время, без подготовительного периода, в условиях ВТО, пришлось конкурировать на местном рынке с уже сформированной и отработанной системой производства высококачественных плодов и налаженным сбытом продукции через многочисленные логистические центры европейских стран. Столкнувшись со сложной проблемой реализации дорогого по себестоимости яблока, отечественные производители на себе почувствовали, как сложно в условиях ВТО конкурировать на рынке с иностранными производителями. У них себестоимость яблок благодаря дотациям ЕС в два раза ниже, а качество плодов, отсортированных и упакованных в современных логистических центрах, и культура подачи своего товара, основанная на многолетних традициях, выше. Надо учитывать, что продажей своего яблока через сетевую торговлю наши конкуренты – европейские производители – занимаются уже более 15 лет, а передовые хозяйства РФ делают только первые шаги в этом направлении, на ходу «подтягивая» или строя с нуля необходимую техническую базу, что увеличивает себестоимость их плодов из-за необходимости обслуживания и погашения кредитов.
Снижение объема государственной поддержки параллельно со снижением таможенных пошлин привело к резкому снижению инвестиционной привлекательности отрасли: отечественные предприятия сворачивают свои программы по закладке новых садов. Площади под питомниками за последние два года снизились в 3,5 раза, и это сокращение продолжается усиленными темпами. Возникшие негативные процессы приведут в будущем к существенному сокращению отечественного производства плодово-ягодной продукции.
– Выходит, что введенное правительством РФ эмбарго на плодоовощную продукцию вряд ли поможет отрасли?
– Эмбарго в нынешнем виде – грубая профанация. Никто его не соблюдает. Переклейка польских этикеток на сербские, черногорские, македонские или белорусские только удорожает продукцию, но никак не защищает отечественный рынок от дотированных плодов.
Анализ ситуации, сложившейся на отечественном рынке плодов после вступления России в ВТО, позволяет констатировать, что странами Евросоюза ведется целенаправленная поэтапная политика развала общественного сектора России по производству плодов и ягод. Ведется настоящая торговая война, где отечественное садоводство проигрывает по всем направлениям.
Первым этапом стало создание оптимальных условий для реконструкций большинства садов в странах Восточной Европы на базе широкого применения интенсивных шпалерно-карликовых садов. Закладка таких садов – очень дорогое удовольствие. Как я уже сказал, цена сада на карликовых подвоях колеблется от 1 до 1,5 млн рублей на гектар. Учитывая, что ни один фермер не в состоянии за свои деньги провести быструю реконструкцию садов (а еще 10 лет назад в польских садах доминировали старые типы садов и малоконкурентные сорта), ЕС финансово стимулировал массовую закладку современных садов и, соответственно, ускоренную смену сортимента, который отвечает высоким товарным требованиям сетевой торговли – достаточной твердости на уровне 8–10 кг/см2, лежкоспособности на уровне 6–9 месяцев, способности лежать на полке в супермаркете до 1 месяца, привлекательному внешнему виду. В этих садах, кроме посадочного материала (субсидированного на 50%), ЕС субсидирует строительство шпалеры и системы орошения и фертигации (от 50 до 75%). В результате закладка современного интенсивного сада в Европе обходится благодаря субсидиям в 2,5 раза дешевле, чем у нас, а организация яблочного бизнеса с производством 1000 т плодов – дешевле в 4,8 раза.
Неудивительно поэтому, что за последние пять лет реконструкция садов в России носит точечный характер и исключительно в крупных садоводческих предприятиях, которых на всю страну единицы. Большинство наиболее пригодных площадей в садоводческих хозяйствах находятся под старыми запущенными и давно списанными садами, которые являются эффективными рассадниками болезней и вредителей, в том числе карантинных. Обещанная помощь государства, согласно Госпрограмме, на раскорчевку и рекультивацию земель под садами после секвестирования составляет менее 6 тыс. рублей на гектар, то есть не более 10% от фактических затрат, что оставляет эту программу в основном только на бумаге. Закладка новых садов производится на новых землях без лесополос и ветроломных посадок, что резко снижает их зимостойкость, выводя эти земли из полевых севооборотов.
На втором этапе, с учетом того, что наиболее перспективным и развивающимся сегментом рынка плодов в настоящее время является сетевая торговля в крупных супермаркетах, ЕС направил огромные финансовые ресурсы, чтобы помочь своим производителям плодов существенно повысить их конкурентоспособность с целью полностью захватить этот развивающийся рынок и не допустить в него российских производителей. В развитие этого направления, за счет денег Евросоюза, за последние пять лет во всех садоводческих регионах построены и продолжают строиться сотни логистических центров. Каждый из них имеет в своей структуре крупный холодильник на 5– 15 тыс. тонн, зал товарной обработки, современную сортировочную линию на 50–100 тонн в смену, машины по производству тарной упаковки, упаковочные и погрузочные машины, современные подъездные пути, погрузочные площадки. Это позволило на базе логистических центров объединить большинство мелких фермеров по всей Восточной Европе в кооперативы, соединив прежде разрозненные небольшие объемы неоднородной продукции в огромные однородные товарные партии – неотъемлемое условие работы с торговыми сетями. Строительство холодильников за счет ЕС позволило фермерам сохранить финансовую независимость и мотивацию для дальнейшего развития своего бизнеса.
Третьим этапом эффективной борьбы с нашими отечественными производителями плодов явилось целенаправленное искусственное снижение себестоимости плодовой продукции в странах Евросоюза с целью направить часть этой продукции на российские региональные рынки, которые раньше были недосягаемы для импортного яблока из-за его высокой цены.
Дело в том, что наши производители до вступления в ВТО повсеместно доминировали на местном рынке, имея возможность продавать свое яблоко в низких ценовых категориях – от 15 до 30 рублей за кг, и практически не пересекались с импортным яблоком на местном уровне, у которого цена составляла 30–45 рублей за килограмм. Вступление в ВТО стало первым этапом резкого снижения цены импортного яблока посредством снижения пошлины на 8 рублей за кг. Уже это позволило европейским производителям конкурировать на рынке плодов на региональном уровне в низких ценовых рамках – до 30 рублей за кг.
Четвертым этапом стало искусственное снижение фактической себестоимости плодов на стадии производства. ЕС взял на себя самую затратную статью расходов яблочного бизнеса – строительство инновационных холодильников с современными сортировочными машинами. В России этот процесс, который отечественные производители осуществляли за счет своих и кредитных средств, повсеместно за последние пять лет превратил все крупные садоводческие хозяйства в миллионеров по долгам. Все хозяйства должны банкам сотни миллионов и даже миллиарды, как в случае с агрофирмой «Сад Гигант». Как уже было сказано, только обслуживание этих кредитов повышает себестоимость плодов на 1,5–3 рубля за килограмм. Погашение основного кредита на строительство холодильника, хотя бы в течение пяти лет, повышает себестоимость еще на 3–5 рублей и делает производство яблок на этот период убыточным. Это сделало практически всех садоводов экономически уязвимыми и постоянно зависимыми от финансовых и государственных структур. В результате – все имущество заложено, постоянные перекредитовки, вынужденное использование дорогих коммерческих кредитов, невозможность свободно распоряжаться своим имуществом.
Пятым этапом стало повышение эффективности труда посредством быстрой модернизации машинно-тракторного парка садоводов. ЕС субсидирует покупку новой техники на 50–75%. Это позволило большинству садоводов перейти на новые экономичные и надежные тракторы, специально производящиеся для садоводов. И этот процесс продолжается и даже набирает обороты. Последнее время в Польше специализированные фирмы работают в две смены, оформляя субсидированные покупки новой техники – узких садоводческих тракторов, комбайнов для уборки плодов, опрыскивателей, косилок, гербицидников. На этом фоне отечественный машинно-тракторный парк со средним возрастом в 15–20 лет выглядит жалкой свалкой металлолома.
– Какие меры предприняла ваша ассоциация для защиты российских садоводов от неравной конкуренции европейцев?
– Понимая сложную перспективу дальнейшего развития интенсивного садоводства с использованием дорогостоящих шпалерно-карликовых садов, Ассоциация садоводов России, в условиях незащищенного отечественного рынка и с ограниченной помощью государства, была вынуждена переориентироваться на новую концепцию интенсивного сада, основанную на использовании малозатратной технологии производства яблок с более низкой скороплодностью. Кардинальное снижение затрат на закладку интенсивного сада должно происходить посредством широкого внедрения в промышленное производство интенсивного безопорного типа сада на среднерослых и семенных подвоях с плотностью посадки около 1000 деревьев на гектар.
Анализ усугубляющейся экономической ситуации в отрасли доказывает, что сад на среднерослом подвое со специальными агротехническими и технологическими приемами может в перспективе стать основным и единственным типом интенсивного сада в большинстве областей России. Потому что по экономическим показателям способен благодаря низкой стоимости конкурировать на рынке плодов в условиях ВТО и отечественные садоводы могут позволить себе закладывать такие сады.
– Что в нынешних условиях нужно от государства для развития садоводства?
– В первую очередь, необходимо отменить беспошлинный ввоз плодово-ягодной продукции в Россию, а также налог на добавленную стоимость для сельскохозяйственных производителей по товарным ценностям, не имеющим отечественных аналогов – импортных тракторов и специализированных сельскохозяйственных машин для садоводства, приобретение которых обходится нам в два раза дороже. Кроме того, садоводам необходимы оборудование для хранения и товарной обработки плодов, безвирусный посадочный материал. Потому что, в связи с отсутствием в России специализированных лабораторий и питомников, садоводы вынуждены покупать импортный посадочный материал.
В связи с тем, что основной объем российских фруктов производится в зонах, подверженных повреждению градом, нужны противоградные сетки. Сумма затрат по их приобретению составляет 550 тысяч рублей на гектар.
В условиях роста затрат по основным статьям производства и снижения уровня поддержки таможенной защиты просим вернуть суммы государственного субсидирования затрат по закладке многолетних насаждений по интенсивным технологиям, включая установку шпалер, и работ по уходу за молодыми многолетними насаждениями в соответствии с плановыми показателями Госпрограммы.
В связи с отменой льготных цен на приобретение горюче-смазочных материалов для сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо предусмотреть погектарные субсидии по уходу за плодоносящими многолетними насаждениями.
Увеличить в разы финансирование работ по раскорчевке и рекультивации земель под старыми садами. Следует также обеспечить субсидирование до 50% закладки новых садов, строительства оросительных систем, холодильников и приобретение сортировочных линий, модернизацию машинно-тракторного парка.
Какие изменения нужно внести в налоговое законодательство России? При определении налогооблагаемой базы по единому сельхозналогу нужно изменить период признания расходов по затратам на закладку и уход за молодыми многолетними насаждениями. Принимать настоящие расходы в налоговый период, то есть в календарный год, а не через 4–5 лет при вводе молодых насаждений в эксплуатацию.
Мы считаем, что положительное решение изложенных вопросов позволит в короткие сроки решить проблему существенного увеличения производства дешевых плодов высокого качества, их хранения и значительно улучшить обеспечение населения высоковитаминной безопасной продукцией, создать новые рабочие места и эффективно пополнить бюджет страны налоговыми отчислениями.
Беседу вела Вера Зелинская
Источник: журнал «Аграрное обозрение», №4 за 2015 год
Сады забвения. Без эффективной помощи государства садоводство в России развиваться не сможет
- Просмотров: 3840