После засухи 2010 года, когда палящее солнце погубило в России посевы
сельхозкультур на трети площадей и заставило государство серьезно
раскошелиться на помощь пострадавшим (46 млрд рублей из федерального и
региональных бюджетов), оставалось надеяться на то, что в 2011 году
аномалия не повторится. Что, собственно, и произошло.
В 2011 году отрасли пришлось не только решать текущие задачи, но и латать дыры прошлого года. И как оказалось, небезуспешно. После того как прояснились параметры будущего урожая, а российское зерно вновь хлынуло на мировой рынок, Минсельхоз РФ начал подсчитывать рекорды, докладывая о них в телеграфном стиле: рекордные урожаи сахарной свеклы – более 45 млн тонн, сои – 1,5 млн тонн, рапса – 1,1 млн тонн, подсолнечника – 8 млн тонн, в сентябре рекорд по экспорту зерна – 3,8 млн тонн. Кукуруза до рекорда недотянула, но урожай все равно высокий – 6 млн тонн. Зерна, по предварительным оценкам, собрано 92 млн тонн (в чистом виде) против 60,9 млн тонн в прошлом году. Правда, премьер-министр Владимир Путин на итоговом заседании правительства РФ оценил нынешний урожай зерновых в РФ уже в 93 млн тонн в чистом весе.
ВСЕ РЕШАЮТ ДЕНЬГИ. ИЛИ ПОГОДА?
В этом году погода не преподнесла сюрпризов и в сочетании с новой порцией государственной поддержки позволила аграрному комплексу преодолеть последствия аномальной жары прошлого года.
В 2011 году строка расходов государства на АПК выглядит солидно. Так, только на поддержку растениеводства направлено почти 45 млрд рублей. Большая часть из них – 29,7 млрд рублей – предназначена для субсидирования кредитных ставок. Прямая поддержка несколько скромнее – 8,9 млрд рублей, в том числе 5,5 млрд рублей – на минеральные удобрения, около 2 млрд рублей – на элитное семеноводство, 770 млн рублей – на закладку многолетних насаждений. «Персональная» поддержка производителей рапса (на покупку средств химической защиты) составила 252 млн рублей, льноводов – 250 млн рублей.
Этот реестр также следует дополнить тем, что цены на горючее для АПК были снижены на 30%. Это позволило отрасли сэкономить 17 млрд рублей. Кроме того, дополнительно на компенсацию затрат на минудобрения и семена выделено 2 млрд рублей.
В результате растениеводство полностью восстановилось после засухи, заявил статс-секретарь, замминистра сельского хозяйства Александр Петриков на недавнем Всероссийском агрономическом совещании.
Однако, как предупреждает депутат Госдумы, член комитета по аграрным вопросам Надежда Школкина, выделяя средства на преодоление последствий засухи, государство не было альтруистом – «погорельцы» получили бюджетные кредиты, которые они обязаны вернуть в 2012–2013 годах.
Как считает аналитик компании «ТКБ Капитал» Наталья Колупаева, определяющую роль в сельском хозяйстве играет именно погодный фактор. «И благоприятные погодные условия текущего года позволили России показать рекордные урожаи», – отметила она.
«Механизм господдержки в аграрном секторе в настоящее время оправдан тем, что позволяет хозяйствам удержаться на плаву в форс-мажорные годы, хотя конкретная реализация такой поддержки и ее эффективность – вопрос неоднозначный», – заявила она. При этом сами сельхозорганизации еще недостаточно используют механизм хеджирования рисков значительных ценовых колебаний на свою продукцию. Хотя в этом кроется значительный потенциал для смягчения последствий аномальных явлений собственными силами, считает Н. Колупаева.
Руководитель дирекции агробизнеса компании «Базовый Элемент» Андрей Олейник также считает, что «решающим фактором рекордных урожаев, кроме усилий и самоотдачи крестьян, стали конечно же хорошие погодные условия».
Аналитик компании «Инвесткафе» Антон Сафонов согласен с тем, что в 2011 году «именно погодный фактор – а не поддержка государства – стал составляющей аграрных рекордов». «Дело в том, – поясняет он, – что поступление финансовой помощи было очень медленным, а до некоторых хозяйств средства так и не дошли».
А. Сафонов считает, что «последствия засухи преодолены в части объема урожая, но сами сельхозпроизводители еще не до конца оправились после понесенных потерь».
БУМЕРАНГ «ЗЕРНОВОГО ЭМБАРГО»
Интригой первой половины 2011 года на зерновом рынке стал срок «зернового эмбарго»: продлит его правительство после 1 июля или нет? Не продлило. Большинство игроков этого рынка и экспертов восприняли новость с оптимизмом. Но радость была омрачена тем, что цена возвращения на мировой рынок зерна оказалась высокой.
Запрет на экспорт зерна сначала действовал с 15 августа по 31 декабря 2010 года, затем был продлен до 1 июля 2011 года.
В нише, которую до 15 августа 2010 года занимала Россия, успешно освоились американские и европейские игроки – и «выдавить» их оттуда оказалось не таким уж простым, а главное, не беззатратным делом.
Еще за несколько месяцев до начала июля сторонники скорейшей отмены «зернового эмбарго» утверждали, что российское зерно ждут на мировом рынке с распростертыми объятиями. Оказалось, это совсем не так. В частности, Египет, который в свое время был одним из самых крупных покупателей российской пшеницы, поначалу даже не включил ее в государственные тендеры.
Как заявил президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский, за возвращение на мировой рынок зерна России пришлось слишком дорого заплатить – на первых порах российская пшеница продавалась по цене на 30 долларов за тонну меньше, чем зерно ближайших конкурентов – по 243–245 долларов за тонну. «Мы не ожидали, что цена возвращения будет такой высокой, – говорит аналитик. – Мы рассчитывали, что разница в цене будет не более 5 долларов за тонну».
Глава РЗС напомнил, что до введения запрета на экспорт разница в цене российского зерна и зерна конкурентов была всего 2–3 доллара за тонну.
Не считает оправданным продление запрета на экспорт после 31 декабря 2010 года и А. Олейник из агродирекции «БазЭла». «К моменту продления зернового эмбарго острота ситуации на зерновом рынке, вызванная неурожаем, была уже снижена, а потери – и финансовые, и имиджевые – для экспортеров и производителей оказались очень значимыми», – сказал он.
По оценке РЗС, упущенная выгода зернового бизнеса РФ от «зернового эмбарго» составляет 114 млрд рублей.
В то же время А. Сафонов из «Инвесткафе» считает, что для внутреннего рынка продление запрета, как и его введение, «в целом было оправданно». «Однако снять его можно было и раньше», – сказал он.
По мнению Н. Школкиной из Госдумы, любое решение, касающееся внешних рынков, требует всестороннего и взвешенного подхода. «Отдать рынки легче, чем их вернуть», – заметила она.
«Возможно, государство несколько перестраховалось, продлевая эмбарго, но вместе с тем оно достойно выполнило свою основную функцию по защите интересов граждан и гарантированно обеспечило страну хлебом», – заявила она.
Как считает вице-президент Зернового союза Александр Корбут, последствия «зернового эмбарго» будут ощущаться еще долго. Причем запрет бумерангом ударил не только по цене, но и по доходам производителей зерна. «За то время, что он действовал, экспортный рынок потерял ряд крупных игроков», – сказал он.
В этих условиях, подчеркнула Н. Школкина, настало время помочь самим экспортерам. «И сделать это можно разными способами, в том числе и за счет введения льготных железнодорожных тарифов, строительства инфраструктурных объектов, предоставления льготных кредитов», – считает она.
Кроме того, необходимо создавать институт так называемых лоббистов, возможно, даже структурное подразделение при каком-либо госоргане, которое будет заниматься продвижением российских товаров на внешние рынки.
Но призрак нового эмбарго вновь появился на зерновом рынке – государство может ограничить экспорт в том случае, если его объем составит 24–25 млн тонн. Однако, как утверждают эксперты, этого не случится, поскольку имеющаяся инфраструктура и конъюнктура мирового рынка не позволят России вывезти такое количество зерна.
ПОЛОЖИТЕ ЗЕРНО В ЛОМБАРД
В 2011 году сделан серьезный шаг в регулировании зернового рынка: наконец-то началось введение механизма обратного выкупа зерна, на необходимости которого Зерновой союз настаивал несколько лет. Теперь государство закупает зерно в интервенционный фонд у его производителей не навсегда. На рынке появилось такое понятие, как «зерновой ломбард».
Его правила просты и, как считают практически все эксперты, очень выгодны продавцам зерна. Если продавец увидит, что цена на рынке повысилась, он может выкупить уже проданное зерно у государства и реализовать его на рынке, но уже с большей выгодой. Право на обратный выкуп с выплатой затрат на хранение и других предусмотренных законом платежей у него будет с января по май 2012 года. Причем выкуп будет проводиться без биржевых торгов.
По оценке Минсельхоза, наценка может составить 10–15%.
Если же продавец за этот срок не заявит о своих правах на зерно, то оно останется в интервенционном фонде. А. Сафонов из «Инвесткафе» назвал новые правила интервенций «очень важным механизмом», который расширит возможности производителей, станет своеобразной страховкой.
Однако необходимо отладить этот механизм так, чтобы производитель мог выкупить свое зерно без сложностей, следует изменить законодательство таким образом, чтобы было проще регулировать отношения между государством и производителем, считает аналитик.
«Чтобы механизм «зернового ломбарда» работал на постоянной основе, нужна стабильная законодательная база», – соглашается Н. Школкина. По ее словам, это нововведение не является исключительно российским изобретением. «Подобная практика действует в США, и, кстати, весьма успешно», – сказала она.
Прогнозируя объем возможного выкупа зерна с января по май 2012 года, Н. Школкина заявила, что этот показатель будет зависеть от конъюнктуры и потребностей внутреннего рынка. «Но большого выкупа ждать не стоит, так как сельхозпроизводители, сдающие зерно в «ломбард», как правило, остро нуждаются в средствах, – заявила она. – Полученные от проданного государству зерна средства они оперативно направляют на текущие расходы».
Оценивая новый механизм, министр сельского хозяйства Елена Скрынник заявила, что он эффективен и поддерживает производителей зерна. Закупки проводятся в Оренбургской области, а также в регионах Уральского и Сибирского федеральных округов. В этом году там получен высокий урожай зерна, но из-за удаленности от экспортных рынков большая часть его осталась нереализованной, что привело к резкому падению цен. Чтобы поднять цены, государство начало скупать излишки.
«До начала интервенций зерно в Курганской области, например, продавалось по 3200–3500 рублей за тонну, государство закупает его по 4200–4700 за тонну, и цены на рынке начали «подтягиваться», – сказала министр.
По оценке Минсельхоза, в ходе интервенций планируется закупить до 1,5 млн тонн зерна урожая 2011 года. Объем возможного обратного выкупа в 2012 году в ведомстве не прогнозируют.
ГОСХЛЕБИНСПЕКЦИЯ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
В 2011 году на рынке зерна произошли два события, которые напрямую касались его качества. С одной стороны, федеральное учреждение «Центр оценки качества зерна» (при Россельхознадзоре), которому частично перешли полномочия упраздненной в 2004 году Госхлебинспекции (ГХИ), лишилось полномочий по выдаче сертификатов на экспортируемое зерно. Это означает, что государство полностью ушло из сферы оценки качества зерна. На внутреннем рынке его контрольные функции прекратились еще в 2004 году.
Но с другой стороны, появился призрак Госхлебинспекции, возможности ее возрождения.
На июльском совещании по ситуации на зерновом рынке, которое вел президент Дмитрий Медведев, один из его участников предложил возродить Госхлебинспекцию. На что глава государства заявил, что «если нужно, можно и возродить», и предложил подумать над этим вопросом.
Копья противников и сторонников контролирующих функций государства скрестились вновь, как это было в период ликвидации ГХИ, поскольку, как заявила Н. Школкина, «контроль за качеством зерна – один из острых и неоднозначных вопросов».
Государству нельзя отказываться от контроля, убежден директор Центра оценки качества зерна Александр Хатунцов. «Уже сейчас отчетливо видны тенденции дальнейшего резкого снижения качества российского зерна и его производных – муки, крупы, хлеба и комбикормов», – предупреждает он.
В частности, в июле 2011 года из проверенных 3 млн тонн требованиям нормативных документов по качеству и безопасности не отвечала треть зерна.
Как считает глава центра, «при пассивном подходе государства к состоянию зернового хозяйства его развитие не просто тормозится, но во многих отношениях наблюдается и явная деградация». В частности, из-за того, что выводятся из оборота знаменитые ранее сорта сильной и ценной пшеницы, высококачественного зерна в России производится с каждым годом все меньше и меньше.
Как считает А. Хатунцов, восстановление государственных функций, которые ранее выполняла Госхлебинспекция, «является настоятельным требованием времени». Это не потребует больших материальных затрат, отметил он, сообщив, что центр располагает сетью оснащенных испытательных лабораторий и квалифицированными кадрами. В настоящее время Россельхознадзор имеет 37 лабораторий.
За воссоздание ГХИ высказывается и президент Национального союза зернопроизводителей (НСЗ) Павел Скурихин. «Госхлебинспекция нужна, – считает он. – Нам необходимо поддерживать имидж российского зерна, он должен подразумевать и олицетворять качественное зерно. Это возможно лишь в условиях государственного контроля».
По мнению П. Скурихина, необходим государственный орган с объемом функций, эквивалентным объемам функций ГХИ. Это прежде всего анализ и контроль качества и количества зерна на рынке. «Всем участникам рынка очень важно получать достоверную информацию об ассортименте собранного зерна, его качестве», – заявил П. Скурихин.
По мнению А. Сафонова из «Инвесткафе», возрождение или создание нового контролирующего органа необходимо, поскольку «российская пшеница, даже экспортная, хуже по качеству, чем, например, европейские аналоги».
Аналитик считает, что усиление контроля будет стимулом для введения современных технологий и высокоэффективной техники. В конечном счете это положительно повлияет на качество. «Но это возможно только с поддержкой государства, так как сами хозяйства вряд ли смогут позволить себе такую модернизацию», – заявил он.
Как считает Н. Школкина, причиной того, что государство пока не может себе позволить устраниться от контролирующих функций на рынке зерна, является низкая правовая культура бизнеса.
«Во многих западных странах стандарты для предпринимателей носят рекомендательный характер, однако это не означает, что их можно игнорировать, – заявила она. – У нас же при пока еще невысоком уровне правовой культуры и неразвитости институтов гражданского общества принцип добровольности в отношении стандартов приводит к тому, что недобросовестные бизнесмены их попросту игнорируют».
По ее мнению, путь от тотального контроля к добровольности должен быть эволюционным, «ни в коем случае не создающим технических и административных барьеров для предпринимателей».
А. Олейник из агродирекции «БазЭла» занимает противоположную позицию: Госхлебинспекцию возрождать не стоит. «Контроль качества зерна должен идти со стороны покупателя, в этом вопросе должно работать саморегулирование рынка», – отметил он.
«Не думаю, что стоит наращивать количество контролирующих органов», – соглашается Н. Колупаева из «ТКБ Капитала».
Необходимость того, что государство и бизнес должны иметь точные данные о количестве и качестве собранного зерна, не отрицает и один из активных противников возрождения ГХИ А. Злочевский. «Но эти данные надо получать в ходе мониторинга государства за рынком зерна, а не в результате его тотального контроля», – считает он.
«Контроль подразумевает обязанность производителя идти в лабораторию, сдавать образцы зерна и платить деньги за сертификат, при мониторинге же отбор проб идет избирательно, их исследования проводятся за государственный счет», – пояснил он.
Как сообщил А. Злочевский, идея реанимации ГХИ витает в ходе начавшейся работы над законопроектом «О зерне». Но дискуссия по этому поводу может стать бесплодной, поскольку в принятом недавно техрегламенте Таможенного союза на зерно функция контроля качества зерна со стороны государства не предусмотрена.
«В документе речь идет о контрольных и надзорных процедурах, но только за безопасностью зерна, никакого контроля за качеством там просто нет», – заявил глава Зернового союза. И поскольку международное законодательство выше национального, включить в законопроект «О зерне» функцию государства по контролю за качеством зерна невозможно, убежден он.
ВТО: ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
В 2012 году, вернее, начиная со второй его половины аграрному комплексу России придется жить в новых условиях, которые будет диктовать Всемирная торговая организация (ВТО).
После того как были обнародованы условия, на которых Россия согласилась присоединиться к мировому торговому сообществу, многие эксперты начали считать возможные раны от либерализации внешней торговли агропродовольственной продукцией.
В Российском зерновом союзе утверждают, что производители могут потерять рынок кормов для производства говядины, в этом случае ущерб для них будет оцениваться в 12 млрд рублей ежегодно. А закупка минеральных удобрений по мировым ценам с 1 января 2013 года приведет к потерям в 21 млрд рублей.
Но не все так пессимистично. Эксперты признают необходимость вступления в ВТО и рассматривают этот процесс как драйвер дальнейшего развития отрасли, повышения ее конкурентоспособности, расширения перспектив российской агропродовольственной продукции на мировых рынках.
Как считает А. Олейник из агродирекции «БазЭла», вступление России в ВТО создаст определенные трудности и проблемы. «Основной удар примет на себя малый агробизнес», – полагает он.
Но в то же время вступление даст стимул для развития и улучшения инфраструктуры, технологий, качества. «Вопрос в том, будет ли России способна сделать это достаточно быстро», – заметил он.
По мнению А. Сафонова из «Инвесткафе», резкое снижение импортных пошлин на мясо может отрицательно повлиять на такие компании, как группа «Черкизово» или «Останкинский мясоперерабатывающий завод». «Но то, что их производство достаточно рентабельно, и то, что они имеют собственную сырьевую базу, может минимизировать негативный эффект от снижения уровня защиты внутреннего мясного рынка», – считает он.
Как отметил А. Сафонов, проблемы ждут производителей овощей и фруктов, поскольку российская продукция не выдерживает конкуренции с импортной.
«Преимущества вступления России в ВТО проявятся в большей степени в долгосрочной перспективе, они обеспечат российской экономике больше прозрачности и открытости, что в свою очередь привлечет инновации и инвестиции, в том числе и в агропромышленный комплекс», – считает Н. Школкина из Госдумы.
«Поскольку, как считают большинство экспертов, при вступлении России в ВТО в первую очередь может пострадать агропромышленный комплекс, необходимо оперативно менять правила игры, искать новые эффективные методы поддержки сельхозпроизводителей, – заявила она. – Причем делать это надо быстро, так как основные минусы от вступления в ВТО будут на первом этапе».
Интерфакс
Итоги 2011 года: латали старые дыры, готовились к новым
- Просмотров: 9477