Правительство никак не может внести поправки в закон о торговле

Правительство никак не может внести поправки в закон о торговле

Сначала закон «Об основах государственного регулирования торговли» долго рождался – больше двух лет. Теперь его многократно изменяют и препарируют. Намеченное на 11 ноября обсуждение поправок ко второму чтению в Госдуме так и не состоялось. В конце концов премьер РФ Владимир Путин передал «дирижерскую палочку» в этом вопросе первому вице-премьеру Виктору Зубкову, который трижды – в октябре и ноябре – проводил переговоры о том, что конкретно предложит правительство депутатам ко второму чтению. Речь идет о пакете более чем в 250 поправок! Хотя кардинально изменить жизнь могут всего три-четыре, сообщает newizv.ru.

Когда слушания возобновятся – точно не известно. Правительство попросило еще две недели на доработку документа. По задумке закон должен регулировать работу розничных сетей. Напомним, что в адрес ритейлеров после памятного похода премьера в «Перекресток» поступило немало нареканий на взимание дополнительной мзды с поставщиков – за место на полке, за реализацию крупных партий, а также за чрезмерное повышение цен.

В том виде законопроекта, в котором депутаты прочли его впервые, теме контроля за торговыми организациями посвящено три статьи. Торговым сетям и поставщикам продовольствия запрещается создавать дискриминационные условия, нарушать порядок ценообразования, а также навязывать контрагенту некоторые дополнительные условия, в частности плату за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть, и за изменение ассортимента товаров. Розничным сетям также запрещается требовать с поставщиков возмещения убытков при повреждении или утрате товара, произошедших после передачи товара и документов на него. Кроме того, по предложению ФАС законопроект ограничивает возможности крупных розничных сетей расширяться – открывать новые магазины. Эта «16-я статья» вызвала недовольство со стороны участников рынка. Продовольственным сетям, оборот которых в РФ превышает 1 млрд рублей, а доля на рынке – 25%, запрещается вводить в эксплуатацию новые торговые объекты. Причем доля на рынке не только определяется в размерах всей страны, но и может быть высчитана в границах округа или даже муниципалитета. Такие «рамки» не только игроки рынка сочли чрезмерными. Проректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Вадим Радаев заявил «НИ», что ограничение в 25% «не только мешает развиваться сетям, но и противоречит здравому смыслу и конституции». «По сути, страна страдает не от избытка, а от недостатка современных форматов, – говорит Вадим Радаев. – В Великобритании, например, четыре крупные сети владеют 80% рынка, и там никто не жалуется. А у нас на четыре самые крупные сети приходится всего 10% рынка. Не рано ли мы беремся их ограничивать?»

Зато «не прошла», по словам г-на Радаева, другая инициатива – установление максимальной 25% торговой наценки от цены производителя. «Ее отстояли сами производители, – утверждает эксперт. – В таких условиях ритейл откажется от российских продуктов и заменит их импортными, на которые ограничение не распространяется». Но это еще не все. Сетевиков беспокоит и предложение депутатов ограничить размер премии за объем поставленной продукции – она не сможет превышать 10% от цены продукции. Сейчас такие скидки доходят до 25%. Текущая версия законопроекта допускает только этот вид скидки от поставщика сети, но не оговаривает ее максимального размера. Если введут такое ограничение, то это ударит по прибыльности ритейлеров и приведет к росту конечной цены на продукты, предупреждает Ирина Канунникова, директор Союза независимых сетей России. «Сети вообще стали в последнее время именем нарицательным. Все бросились регулировать наценки в рознице. А оптовое звено? А беспредел переработчиков? Ведь в отдельных областях на 70% доминирует один переработчик и больше хороший продукт взять негде! Если мы говорим о законе, то нужно регулировать всю торговлю, а не супермаркеты отдельно». В части обвинений сетей в хищническом ценообразовании и дискриминации поставщиков г-жа Канунникова возразила: «У нас огромный неконтролируемый рынок и неразвитая инфраструктура. Это утопия, что все производители (в том числе и с неконкурентной продукцией) должны попасть к нам на полки. И по какой цене продавать, решает не сетевик, а вся цепочка. Вы не заметили, что частные марки в разы дешевле брендов? Бутылка подсолнечного масла частной марки стоит 35 рублей, а бутылка бренда – уже 70 рублей. Простое молоко в рознице – 19,5 рубля за литр, а «фирменное» – 40 рублей». Может быть, здесь стоит поискать секреты ценоформирования?

Так в чем же корень зла? Ведь цены растут не только в сетевых магазинах. Почему закон направлен только в одну сторону? Вадим Радаев считает, что у сложных явлений не бывает одной причины: «Рост цен – это производство электроэнергии, сырья, логистика, инфляция и т.д. Ритейл обвинять здесь глупо. Это конкурентный рынок – он боится потерять покупателя. Даже в кризис сети напряглись и начали сдерживать цены. А если не давать строить новые магазины, то многие российские населенные пункты так навсегда и останутся с автолавками».

По словам г-на Радаева, в среде либеральных экономистов не так давно появилось письмо, адресованное высшему руководству страны, в котором аргументированно объясняется, что с помощью закона ограничивать конкуренцию нельзя. Так что битва «за ритейл» будет продолжена.