В развитие инфраструктуры зернового экспорта России нужно вложить не менее 100 млрд руб.

В развитие инфраструктуры зернового экспорта России нужно вложить не менее 100 млрд руб.

Аналитический центр «Русагротранс» провел исследование потребностей России в модернизации инфраструктуры зернового экспорта. Для того чтобы увеличить объемы экспорта зерна до 40 млн тонн в год, до 2015 г. необходимо  инвестировать в развитие инфраструктуры свыше 100 млрд руб. Об этом сообщили в пресс-службе компании, передаёт АПК-Информ.
Напомним, что 13 октября было опубликовано поручение президента РФ, которое предусматривает разработку программы развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка.
Согласно планам Правительства РФ, в среднесрочной перспективе Россия должна довести объемы экспорта зерна минимум до 40-45 млн тонн в год.  
В прошлом, самом удачном в новейшей истории экспорта зерна сельскохозяйственном году Россия экспортировала 22,4 млн тонн зерновых. Увеличению этого объема еще почти на 18 млн тонн в год мешает нехватка мощностей по хранению зерна в точках его производства, дефицит терминалов в крупнейших портах и недостаток вагонов для транспортировки.
Крупнейшие инвестиции потребуются для строительства новых элеваторов. Дефицит мощностей для хранения зерна на 2009 г. в точках его производства, в том числе на юге России, в Центральном Черноземье, Поволжье и Западной Сибири составляет минимум 18 млн тонн. Этот дефицит может быть покрыт за счет модернизации минимум 110 элеваторов в этих регионах стоимостью около 8,5 млрд руб., а также за счет строительства не менее 70 новых элеваторов общей мощностью 7 млн тонн и стоимостью 41,5 млрд руб. Также ко всем реконструированным и построенным элеваторам необходимо подвести железнодорожную инфраструктуру, что потребует инвестиций в размере более 10 млрд руб.
Второе по объему направление необходимых инвестиций - расширение портовых мощностей. По оценкам экспертов аналитического центра «Русагротранс», недостаток мощностей по перевалке зерна в крупнейших российских портах составляет около 17 млн тонн в год. В том числе на юге России не хватает мощностей на перевалку 12 млн тонн в год, на Дальнем Востоке – мощностей на перевалку 5 млн тонн в год. Покрыть этот дефицит можно за счет строительства двух новых терминалов на юге России и одного – на Дальнем Востоке. Расчетная стоимость строительства 3 терминалов, включая подведение железнодорожной инфраструктуры, составляет около 19 млрд руб. в ценах 2009 г.
Кроме того, серьезных вложений требует расширение вагонного парка. На данный момент в России насчитывается более 32,5 тыс. вагонов-зерновозов, из которых только 26 тыс. используются для перевозки зерна. Из них до 2015 г. не менее 20 тыс. будут списаны и потребуют ремонта либо замены, и лишь 6 тыс. останутся пригодными для перевозок. Средняя стоимость нового вагона-зерновоза на август 2009 г. составляет около 1,5 млн руб. Для обеспечения экспорта зерна на уровне 40 млн тонн в год к 2015 г. России в приобретение и ремонт вагонного парка по перевозке зерна потребуется вложить не менее 20 млрд руб. в ценах текущего года.
«Эти вложения помогут России не только сформировать два полноценных коридора экспорта зерна - южный и восточный, но и занять устойчивые позиции лидера по экспорту пшеницы на мировом рынке, конкурируя наравне с США и Канадой. Однако решение этой серьезной задачи требует консолидации действий всех участников рынка: ОАО «РЖД», ЗАО «Русагротранс» как инфраструктурного железнодорожного оператора, ОАО «ОЗК» как государственной торговой компании и инвестора в инфраструктуру, крупных трейдеров и производителей, а также пользователей и собственников портовой инфраструктуры. Первые шаги в этом направлении уже предприняты», - заявил первый заместитель генерального директора ЗАО «Русагротранс» Олег Рогачев.