Сразу в нескольких российских регионах из-за засухи, продолжающейся
почти два месяца, погибли посевы яровых культур. Эксперты говорят о
значительной корректировке запланированных объёмов перевозки зерновых,
передаёт gudok.ru.
По данным Приволжского регионального центра МЧС, ущерб от жары превысил 16 млрд руб. С конца мая до середины июля в регионе установилась очень жаркая и сухая погода – температура воздуха достигает плюс 40 градусов, температура почвы – плюс 65.
Как рассказал заместитель директора ВНИИ экономики сельского хозяйства Анатолий Алтухов, последний раз такая масштабная гибель урожая наблюдалась в 1998 и 1999 годах. «Последние 10 лет засухи не было, и мы стали забывать об этом стихийном бедствии.
Прогноз урожая на 2009 год был весьма оптимистичным – 104 млн тонн. На самом деле соберём 85–90 млн тонн», – сказал он. Это на 20 млн тонн меньше, чем в прошлом году.
«На поля ещё 10 июля в срочном порядке вывели уборочную технику. Но, несмотря на принимаемые меры, соберём как минимум в два раза меньше запланированного – около 900 тыс. тонн яровых и озимых», – говорит главный консультант управления растениеводства и земледелия министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Николай Милюков.
Аналогичная ситуация и в Оренбургской области.
«От высоких температур погибли 569 тыс. гектаров пшеницы высоких сортов, 280 тыс. гектаров ячменя, 72 тыс. гектаров других зерновых культур. Общий ущерб от засухи оценивается более чем в 5 млрд руб.», – перечисляет первый заместитель министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности региона Анатолий Попов.
И, как отмечают в МЧС Поволжья, исправить ситуацию не смогут даже обильные осадки. В ЗАО «РусАгроТранс» рассказали, что из-за засухи идёт корректировка дислокации подвижного состава, который разбросан сейчас по всем зерновым регионам. «Часть вагонов уже вывели. Мы стремимся сократить порожний пробег», – отмечают в компании. Ряд экспертов уже заявили о возможном падении объёмов железнодорожных перевозок на 5 млн тонн от заложенных в прогноз на этот год.
Между тем генеральный директор ЦФТО ОАО «РЖД» Елена Кунаева сказала «Гудку», что говорить об абсолютном падении перевозок зерна сейчас было бы некорректно. Снижение предъявления к перевозке зерновых грузов, которое наметилось сейчас, отчасти связано с засухой в ряде регионов, а также с вредом, нанесённым зерновым культурам саранчой. Это касается Волгоградской, Саратовской областей (об этом «Гудок» подробно писал 24 июля в статье «Голые «удочки»).
Немного ниже отгрузка в Оренбургской области. В Краснодарском крае ситуация стабильная и каких-то проблем не ожидается. Тем не менее эти факторы дали лишь незначительные сбои в погрузке. Основная причина связана с комплексом вопросов, прежде всего экономического характера.
Елена Кунаева заметила, что до недавних пор перевозки зерна по РЖД шли с плюсом к плану. Это было связано с выполнением контрактов между зерновиками и потребителями их продукции внутри страны, а также с экспортными поставками. Сейчас зерновики начали сдерживать продукцию нового урожая, ожидая повышения цен на зерно и новых интервенций со стороны государства. В связи с этим глава ЦФТО заметила, что сложилась неопределённая ситуация, когда сложно предугадать, какая цена на зерно будет на рынке и удовлетворит ли она зерновиков. Поэтому сложно прогнозировать и объёмы перевозок.
«Клиенты говорят: мы не знаем, что будет завтра, как сложится ситуация с уборкой нового урожая. Планировать какие-либо объёмы к перевозке крайне сложно. Кроме того, объёмы перевозок сельхозпродукции во многом зависят от цен как на само зерно, так и на его транспортировку, – говорит начальник отдела маркетинга ДЦФТО КбшЖД Вера Люкшина. – Конечно, в связи с ЧС в зерновых регионах планы по погрузке изменились, но тем не менее начиная с июля мы планируем перевезти около 100 тыс. тонн зерна всех видов и сортов».
«За счёт мер по привлечению клиентуры, ранее пользовавшейся автомобильным транспортом, на железнодорожный дорога освобождает зерновиков от сбора за отправление грузов ранее намеченных сроков – мы планируем перевезти зерновых не меньше прошлогодних объёмов – 1,1 млн тонн», – отметила «Гудку» начальник Волгоградского РАФТО Татьяна Колесникова.
«Хозяйства несут большие потери, но даже и при такой ситуации товарное зерно для рынка будет. Погрузку дороге обеспечим за счёт запасов урожайных лет», – подчеркивает Анатолий Попов.
Свои методы борьбы с последствиями засухи разработаны и в Татарстане, где от зноя погибло 340 тыс. гектаров насаждений. «Ряд нефтяных компаний на рубль снизили стоимость дизельного топлива для проведения уборочной страды и сева озимых. Скидка позволит вывести на поля больше техники и собрать больше урожая, до тех пор пока он не погиб», – говорит министр сельского хозяйства и продовольствия Татарии Марат Ахметов.
В любом случае ОАО «РЖД» внимательно следит за ситуацией, складывающейся на зерновом рынке. По словам Елены Кунаевой, в первых числах августа представители РЖД, зерновики и потребители их продукции соберутся на совещание, на котором предстоит обсудить итоги работы зернового рынка в июле, а также сформировать планы дальнейших действий.
Трейдеры придержали груз из-за засухи и неопределённости с ценами на зерно
- Просмотров: 1621