Аналитический центр компании «Русагротранс» объявил о результатах
2008-2009 зернового года. По итогам года Россия поставила абсолютный
рекорд по объемам экспорта зерна: доля России на мировом рынке поставок
пшеницы и ячменя составила 14% - наша страна поднялась с третьего на
второе место в мире по объемам экспорта этих зерновых, обогнав Канаду
(12%) и уступив только США (17%). Третье место по объемам экспорта
пшеницы и ячменя в этом году заняла Украина – (12,4 %, 19 млн тонн).
По данным аналитического центра «Русагротранса», в 2008-2009 году Россия экспортировала 21,2 млн тонн пшеницы и ячменя, из них: 18 млн т пшеницы (вкл. 0,6 млн т муки в зерновом эквиваленте), 3,2 млн т тонн ячменя. До этого рекордным по объемам экспортных поставок был 2002-2003 зерновой год, когда объемы экспорта пшеницы и ячменя из России составили 18,0 млн. тонн. В остальные годы с момента начала экспортных поставок зерновых в 2001 году ежегодные объемы не превышали 12-13 млн тонн. В 2007-2008 зерновом году Россия занимала на мировом рынке поставок пшеницы и ячменя 10% с 13,4 млн тонн (третье место после США и Канады).
Крупнейшим рынком сбыта российского зерна стали Египет – 5,4 млн тонн (24,5%), Турция – 2,4 млн тонн (10,9%), Саудовская Аравия – 1,5 млн тонн (6,8%).
Доля ж/д транспорта в общем объеме экспорта из России в 2008/09 составила порядка 43% или 9,5 млн т, что также является рекордным объемом. Под влиянием закрепления России в качестве одного из лидеров на мировом рынке зерна, наметилась тенденция смещения в сторону экспорта перевозки зерна ж/д транспортом. Так, с сезона 2001/02 по настоящее время ж/д перевозка на экспорт увеличилась с 3,5 млн т до 9,5 млн т.
Увеличение объемов экспорта зерна из России сопровождалось стремительным развитием экспортной инфраструктуры. Мощности портов в настоящее время составляют порядка 20 млн т зерна в год (в 2001 году – не более 8 млн т).
Порты Новороссийск и Туапсе, в направлении которых в основном идут железнодорожные перевозки, в сезоне 2008/09 обеспечили почти 50% экспорта или 11,5 млн т, в том числе 10,9 млн т – Новороссийск. Около 6% экспорта приходится на станцию Самур (вывоз в Азербайджан) – 1,3 млн т. Через малые (мелководные) порты, принимающие суда объемом погрузки не более 5 тыс т, вывезено порядка 8 млн т или 3,9% от общего экспорта из России.
В 2008/2009 году за счет рекордного урожая потенциальный экспортный ресурс России достиг величины в 32 млн тонн. При этом максимальные мощности портов по перевалке зерновых, которые в текущем сезоне были использованы практически на 100%, составляют не более 20 млн тонн.
Таким образом, несмотря на хорошие результаты этого года и общее развитие отрасли, дефицит портовых мощностей для обеспечения экспорта составляет порядка 12 млн тонн. Неразвитость мощностей хранения, логистической инфраструктуры и отсутствие стратегического планирования с годовым горизонтом приводит к частичному закупориванию экспортной системы, в т.ч. урожаем прошлого года, что может повлечь за собой чрезмерную волатильность зернового рынка в этом году.
«В начавшемся сезоне 2009/10 валовой сбор хоть и уменьшится, но весьма вероятно будет на высоком уровне – 94-98 млн. т. Это означает, что, при удачной конъюнктуре и поддержке экспорта со стороны государства, Россия вполне может довести свою долю на рынке пшеницы и ячменя до 15%, оставив за собой второе место на мировом рынке. Экспортные ж/д перевозки, в том числе благодаря внедрению новых логистических технологий ЗАО «Русагротранс», могут возрасти с 9,5 млн. т до 11 млн. т. Чтобы и в дальнейшем удерживать на зерновом рынке ведущие позиции, необходима полная модернизация всей инфраструктуры, в первую очередь железнодорожной и портовой. «Русагротранс» уже предпринял первые шаги в этом направлении, наша
инвестиционная программа в этом году составляет 4 млрд.руб.» - прокомментировал Первый заместитель генерального директора ЗАО «Русагротранс» Олег Рогачев.
Зерно Он-Лайн
Россия поднялась с третьего на второе место в мире по объемам экспорта пшеницы и ячменя
- Просмотров: 1649