Счетная палата РФ: выполнение госпрограммы по развитию села до 2012 года нельзя считать успешным

Счетная палата РФ: выполнение госпрограммы по развитию села до 2012 года нельзя считать успешным

Достигнуто только 60% показателей госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг., в связи с чем ее реализацию нельзя считать успешной, говорится в сообщении Счетной палаты (СП) РФ.

Из 9 целевых показателей госпрограммы был выполнен только один - "располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности". Его выполнение составило 116,8%. Все остальные показатели, характеризующие динамику развития отрасли, не были достигнуты, несмотря на то что госпрограмма была профинансирована на 118,4% (фактическое финансирование составило 653 млрд руб. вместо запланированных 551,3 млрд руб.), сообщил аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев на коллегии СП РФ, передает РБК.

При этом не достигнут ключевой показатель госпрограммы - "обеспечение среднегодового роста объема производства продукции сельского хозяйства", который составил 3,4% при утвержденном плане 4%. Рост производства продукции животноводства составил 14,9% при утвержденном плане 27,7%. Темп прироста растениеводства, в свою очередь, составил 14,6% при плане 27,7%.

Физический объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства снизился на 20,1% при планируемом росте 62,9%, отметил аудитор. Коэффициент обновления основных видов сельхозтехники оказался ниже запланированного по тракторам, зерноуборочным комбайнам, а также кормоуборочным комбайнам на 30,1%, 34,9% и 48,5% соответственно.

"Отсутствие взаимосвязи объемов финансирования, мероприятий и показателей госпрограммы привело к тому, что расходы по направлению "Устойчивое развитие сельских территорий" были осуществлены в объеме немногим более 30% плана. В то же время фактическое финансирование направления "Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" - в 4,4 раза больше запланированного объема, то есть 31 млрд руб. вместо 7 млрд руб. по плану", - сказал аудитор. Он обратил внимание на то, что разница в показателях, заложенных в региональные программы местными властями и установленных в соглашениях, доходила до 200%.

Не были достигнуты показатели по уровню обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66% (факт - 58%) и уровню газификации домов природным газом до 60% (факт - 55,2%). По итогам 2012г. не реализованы пилотные проекты комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в Тамбовской, Тульской, Ленинградской и Пензенской областях, республиках Марий-Эл, Мордовия и Чувашия.

Аудитор обратил внимание, что расходы федерального бюджета на развитие животноводства и растениеводства в рамках госпрограммы составили 128,7% к объему ресурсного обеспечения. Тем не менее не удалось изменить сложившуюся тенденцию по уменьшению поголовья крупного рогатого скота, которое сократилось в 2012 г. по сравнению с 2008 г. более чем на 1 млн голов. Не был выполнен показатель по производству молока. Объем производства в 2012 г. составил 31,8 млн т при плане 37 млн т", - сказал аудитор.

В свою очередь из 11 целевых показателей по растениеводству ежегодно выполнялись только два. "Показатель госпрограммы "Увеличение удельного веса застрахованных посевных площадей в общей посевной площади" носил декларативный характер и не был связан с ее ресурсным обеспечением", - подчеркнул аудитор.

Одновременно средства, направленные на повышение устойчивости и эффективности предприятий аграрного сектора, в размере 310 млрд руб. в виде субсидий регионам, а также 79,3 млрд руб. на капитализацию ОАО "Россельхозбанк" не принесли необходимого эффекта.

СП РФ отмечает, что новая госпрограмма развития села до 2020 г. скопировала недостатки старой программы, в частности, в ней отсутствует сценарий развития программных мероприятий с учетом рисков недостаточного финансирования.

Последние новости