ФАО - платформа для обмена информацией и опытом

ФАО - платформа для обмена информацией и опытом

С 26 по 27 марта в Калининграде под эгидой Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) пройдет конференция «Интеграционные процессы в странах СНГ и их влияние на сельскохозяйственную торговлю». Конференция состоится в рамках ежегодного Международного форума по праву ВТО. В преддверии этого события экономист отдела торговли и рынков ФАО Екатерина Кривонос дала интервью журналу «Аграрное обозрение».


Екатерина Кривонос
© ФАО / Алессия Пиердоменико
- Как вы оцениваете на сегодняшний момент степень соответствия российского законодательства нормам ВТО? Насколько, на ваш взгляд, соответствует реальная правоприменительная практика этим нормам?

- Правила ВТО по сельскому хозяйству являются достаточно сложными, и многие положения открыты для интерпретации. Российская Федерация выполняет обязательства принятые при вступлении в ВТО с 2012: снижает таможенные ставки, следит за тем, чтобы программы субсидий производителям соответствовали ограничениям по государственной поддержке и так далее. С другой стороны, из-за возможности интерпретировать юридические тексты соглашений по-разному, между партнерами часто возникают разногласия по соответствию той или иной меры правилам ВТО. Это особенно ярко выражено на примере санитарных и фитосанитарных мер – граница того, что действительно необходимо для защиты здоровья людей, животных или растений, и протекционными мерами часто размыта. Поэтому мы сейчас и наблюдаем спор в связи с запретом Российской Федерации на импорт свинины из ЕС, например. У каждой стороны есть аргументы для отстаивания своей точки зрения. Выявить кто на самом деле прав, – задача чрезвычайно сложная, привлекаются эксперты, готовится анализ, и часто споры ведутся годами. Поэтому однозначного ответа на поставленный вопрос нет.

- Как вы, специалист по аграрному сектору стран с переходной экономикой, оцениваете прогресс в российском сельском хозяйстве, если он есть. Каковы, на ваш взгляд, главные проблемы и болевые точки.

- Главные сложности связаны с различными путями развития внутри сельского хозяйства. С одной стороны, идет рост в некоторых сферах (особенно в свиноводстве и птицеводстве) благодаря большому количеству крупных предприятий с высокой производительностью. С другой стороны, существует огромное количество мелких фермерских хозяйств, которые оторваны от технологий и рынков и которые часто имеют проблемы с финансированием и высокую задолженность. Поэтому рост не является сбалансированным, что тормозит развитие сектора и влечет за собой социальные проблемы. Кроме того, за исключением зерновых и масличных культур, российское сельское хозяйство недостаточно конкурентоспособно по сравнению со многими другими производителями на мировом рынке. С одной стороны, запрет на импорт продовольствия из отдельных стран может дать дополнительный стимул для развития собственного производства в России, однако повышение производительности требует капиталовложений, а макроэкономическая ситуация и проблемы с внешним кредитованием сейчас не создают благоприятных условий для этого.

- Сейчас в России модно говорить о том, что наша страна должна стать одним из крупнейших экспортёров продовольствия в мире. Если не говорить о зерне, то какие виды продовольствия Россия на самом деле могла бы экспортировать в более или менее значительных количествах? В какие страны?

- Россия действительно является одним из крупнейших экспортеров зерновых и масличных культур с очень хорошими перспективами роста благодаря возможности повышать урожайность, а также вводить в производство новые земли.

По другим продуктам трудно дать оценку, потому что пока РФ не является в какой-либо мере значительным экспортером.

По мясу, например, страны Южной Америки гораздо более конкурентоспособны из-за природных ресурсов и высокой технологичности производства, и достигнуть их уровня будет сложно.

Хотя удельный вес собственного производства молочных продуктов и мяса в общем российском потреблении уже достаточно высок и продолжает расти, однако о каком-либо существенном экспорте этих продуктов говорить еще рано.

Но, в любом случае, специализация на определенных группах продуктов позволяет стране извлечь максимальную пользу из своих сравнительных преимуществ, поэтому производить эффективно пшеницу, ячмень и подсолнечник и в обмен импортировать другие продукты, например фрукты, может быть достаточно рациональной стратегией.

- Готов ли Запад (США, страны ЕС) допустить на свой рынок продовольствие из России? Обоснованы ли утверждения российской стороны и наличие практически непреодолимых административных барьеров на пути российской продукции на рынки западных стран?

- Действительно, во многих странах (и не только западных) существует ряд правил, которые, несмотря на уступки, произведенные в результате Уругвайского раунда переговоров в ВТО, до сих пор накладывают значительные ограничения доступа на рынки. Прежде всего, эти ограничения связаны с санитарным и фитосанитарным контролем и требованиями к качеству. Получение доступа на эти рынки требует изменений в системах контроля в экспортирующих странах, а это, в свою очередь, может потребовать значительных инвестиций. Стоит отметить, что ВТО и организации, устанавливающие международные стандарты по санитарным и фитосанитарным мерам, располагают инструментами для обсуждения возникающих торговых вопросов между странами-членами еще до стадии обращения к органам разрешения споров. Эти инструменты смогут сыграть положительную роль в преодолении торговых проблем. Однако для разрешения возникающих вопросов и трений в международной торговле необходима подготовка национальных кадров по вопросам правил и процедур, регулирующих сельскохозяйственную торговлю. В связи с этим ФАО оказывает необходимую поддержку странам в виде курсов, семинаров и учебных материалов.

- Как вы оцениваете имидж России как партнёра в международных аграрных отношениях в свете ситуации вокруг Украины и введённого Россией продовольственного эмбарго?

- Для развития торговли, содействия экономическому росту и улучшению благосостояния населения в общих интересах было бы восстановить полноценные торговые отношения между всеми задействованными партнерами. Это касается особенно тех мер, которые затрагивают основные продукты потребления с точки зрения продовольственной безопасности, поскольку запрет на их импорт оказывает влияние на потребительские цены и уровень потребления.

В условиях экономических санкций и учащения торговых споров ФАО играет роль нейтральной и независимой платформы для обмена информацией, знаниями и опытом между странами. Это касается как ситуаций на рынках сельскохозяйственной продукции, так и политических мер, применяемых теми или иными странами и затрагивающих торговлю. Так, в настоящий момент при поддержке ФАО создана экспертная группа по вопросам сельскохозяйственной торговли в Европе и Центральной Азии, которая посредством консолидации и укрепления экспертного сообщества в регионе будет способствовать решению торговых вопросов и долгосрочных задач, связанных с развитием сельского хозяйства.